На фестивале «Окно в Европу» несколько программ, и первой среди них считается программа «Осенние премьеры»: в ней представлены картины, у которых еще не было масштабных российских премьер, и жители города и гости «Окна...» фактически смотрят их первыми. У «Осенних премьер» нет общей темы (сам фестиваль в этом году посвящен Ролану Быкову), в этой программе участвуют самые разные по жанру фильмы, и у жюри (его возглавляет кинодраматург и режиссер Александр Бородянский) задача не самая простая: выбрать из них лучшее.
«Как мы захотим»
Реж. Владимир Козлов
Криминальная драма о сегодняшнем времени и о том, как облеченные властью люди могут сломать жизнь кому угодно. Катя (Екатерина Образцова) и Паша (Алексей Кокорин) молоды, неформальны, а зрители знакомятся с ними, когда они приходят на концерт панк-группы в модный клуб. Но концерт неожиданно прерывает полиция, Катя начинает спорить со стражем порядка, вмешивается Паша и бьет полицейского скейтом по голове. Они успевают сбежать, и всё вроде нормально, но на следующий день им звонит тот полицейский и предлагает решить вопрос с нападением за 300 тысяч рублей, которых у молодых людей, конечно, нет. Зато у них есть сутки, чтобы найти деньги, иначе Пашу ждет тюрьма. Один из самых неприятных фильмов программы, который начинается очень задорно. Например, мат в песне панк-группы не запикивается, как обычно, в это время просто отсутствует любой звук, и получившаяся нарезка завораживает. Но чем дальше заходят поиски выкупа, тем скучнее происходящее на экране, а длинная финальная сцена привела к тому, что с картины массово уходили зрители, — пожалуй, единственный случай на нынешнем «Окне в Европу».
«Как новый»
Реж. Евгений Шелякин
На тропическом пляже приходит в себя старик (Михаил Гомиашвили). У него нет вещей, нет денег, нет памяти даже о своем имени, он не знает, где оказался, у него есть только часы (позже они помогут узнать, что старика зовут Ксенофонт). После драки с местными старик попадает в полицию, узнает, что он находится в Таиланде, но теперь ему предстоит отбыть три недели в качестве работника у владелицы бунгало Ирины (Евгения Дмитриева). Впрочем, из-за неуемного характера Ксенофонт сходится с местным рыбаком, вступает в конфронтацию с бандитами и вообще живет насыщенной жизнью, периодически вспоминая отдельные моменты из своего прошлого. Очень добрый фильм, в котором нет однозначного зла, зато есть однозначное добро и стандартная мораль: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе, и не отрицай своих связей с русской мафией, даже если ты понтийский грек.
«Нет бога кроме меня»
Реж. Дмитрий Давыдов
Якутский фильм, которых в последнее время много на различных кинофестивалях: кинопроиводство в Якутии развивается опережающими темпами, и это, пожалуй, хорошо. Давыдов — педагог по образованию и режиссер по призванию, обладатель призов фестиваля «Движение» и других смотров, в Выборг он привез историю сына и матери, которых соседи выгнали из села в город: у матери болень Альцгеймера, и она без присмотра может быть опасна для людей. В городе, правда, тоже ничего хорошего: сын (Петр Садовников) безуспешно пытается совмещать работу и заботу о матери, болезнь которой прогрессирует. Он не может найти давно уехавшего брата, а отношения с бывшей женой и детьми никак не хотят налаживаться. Очень размеренная драма могла бы закончиться хэппи-эндом, но не в реальной жизни, которую старательно показывает Давыдов.
«Печень»
Реж. Иван Снежкин
Не слишком удачная попытка снять новые «Жмурки» о 1990-х. Трое одноклассников (их играют Даниил Вахрушев, Евгений Егоров и Мурад Ахмедов) учатся настолько плохо, что им не светит даже аттестат о среднем образовании, не говоря уже об институте. Но друзья мечтают не об учебе, а о собственном бизнесе и больших деньгах, которые позволят им реализовать все мечты. Достичь желаемого они могут лишь одним способом: продав донорскую печень, предназначенную для брата одного из них, местному криминальному авторитету Костику (Сергей Маковецкий). Правда, они не собираются предавать семью, но попытка обмануть Костика заканчивается предсказуемо. «Жмурок» из «Печени» не получилось, диалоги и сюжет картины слишком рыхлые, хотя в некоторых сценах шутки вызывают улыбку.
«Седьмой пробег по контуру земного шара»
Реж. Виталий Суслин
Немолодой охранник Михаил (Александр Карнаушкин) более 30 лет сторожит автокомбинат. У него жигули-классика, мастерская на этом же комбинате, в которой он работает и хранит свои картины (в свободное время он рисует пейзажи). Поддавшись соблазну немного поправить материальное положение за счет сдачи металлолома, Михаил попадает в полицию и теряет работу, остается без средств к существованию как раз тогда, когда на свет появляется долгожданный внук. И теперь ему надо найти деньги на подарок: коляску для новорожденного. Очень грустная история провинциального художника, которая, как уверяют авторы, основана на реальных событиях. К сожалению, фильм явно затянут, в некоторых эпизодах не происходит ничего, а другие повторяются в разных декорациях, но, возможно, это способ показать, что выбраться из порочного круга герою не удастся.
«Семь пьяниц»
Реж. Сергей Кузнецов
Постапокалиптическое будущее, в котором уже не осталось бензина для машин, земля превратилась в пустыню, а основным средством передвижения стал велосипед. Револьверы и ружья, правда, остались, как и патроны к ним. Именно с помощью оружия герои фильма решают споры между собой. А споров много: кто-то хочет найти Божественный бар, кто-то — сдать объявленного в розыск преступника, а кто-то просто куда-то движется. Камерная история про семерых путников в пустыне, стилистически напоминающая «Шестиструнного самурая», в том числе и весьма задорной рок- и кантри-музыкой, которая является одним из немногих достоинств картины.
«Смерть нам к лицу»
Реж. Борис Гуц
Маша (Саша Быстржицкая) и Петр (Даниил Пугаев) — молодожены, живут в оставшейся от бабушки квартире и судорожно ищут деньги: у Маши рак, помочь ей могут только очень дорогие процедуры в Германии, на которые нужно где-то найти 4,5 миллиона. Маша уже готовится к смерти, выбирает цвет гроба и составляет список гостей на свои похороны, но Петр не может принять столь легкое отношение жены. Он готов расстаться с бабушкиным наследством, но не может уговорить мать дать разрешение на продажу. Снятая на мобильные телефоны очень грустная и одновременно смешная картина поднимает редкую для нашего кинематографа тему. Это один из лучших фильмов основного конкурса «Окна в Европу-2019».
«Танец с саблями»
Реж. Юсуп Разыков
Историческая драма о создании самого знаменитого произведения армянского советского композитора Арама Хачатуряна (Абарцум Кабанян). Осенью 1942 года в эвакуированном в Молотов (сейчас Пермь) ленинградском Кировском театре оперы и балеты готовится премьера балета Хачатуряна «Гаянэ». У композитора трения с балетмейстером, которая вносит бесконечные правки, а приехавший курировать постановку уполномоченный отдела культуры требует, чтобы Хачатурян дописал в балет еще один танец. Известно, что «Танец с саблями» был сочинен всего за несколько часов и стал визитной карточкой Хачатуряна, но сам он не любил эту музыку. Разыков («Турецкое седло», «Керосин») в этом фильме показал процесс рожденияя шедевра, пусть и нелюбимого.
«Я свободен»
Реж. Илья Северов
Фильм о подростках, снятый на Киностудии имени Горького. Старшеклассник Артем переживает непростой период в жизни: он потерял речь и безумно боится воды. Его отправляют в лагерь на берегу моря для реабилитации. До следующей смены остается несколько дней, и в лагере живут лишь несколько его ровесников, у каждого из которых свои проблемы. Он сумел подружиться с парализованным Костей, который строит дельтаплан, и начал помогать ему, понемногу забывая тяжелые воспоминания. Фильм в каком-то смысле добрый, его финал дает надежду на благоприятный исход для всех героев, но, возможно, будет слишком сложен для восприятия подростков.
«Элефант»
Когда-то писатель Шубин (Алексей Гуськов) написал серию детских книжек про слона, который сбежал из зоопарка и попал в лес, в котором все его приняли за медведя. Слон Мишка стал очень популярным персонажем, но с тех пор в жизни Шубина многое изменилось: он развелся с женой, редко видится с дочерью (Ингрид Олеринская) и внучкой, живет затворником и лишь обсуждает с адвокатом (Ян Цапник) новые иски к нарушителям авторских прав. Но однажды богатый бизнесмен (его сыграл французский писатель Фредерик Бегбедер) делает писателю предложение, от которого тот не может отказаться: написать новую книгу про Слона. Одна проблема — никаких идей у Шубина нет, да и писать ему не хочется. Это очень добрая сказка про детского писателя-мизантропа, и жаль, что с этой картиной связана не очень красивая история: фильм снял по собственному сценарию Алексей Красовский, но несколько месяцев назад у него возник конфликт с продюсерами (Гуськов и Сергей Сельянов), и этот конфликт так и не удалось разрешить. В итоге «Элефант» был показан на фестивале без имени режиссера и сценариста, в продюсерской версии, которая, как объяснили они, отличается от режиссерской тремя минутами.
«Простой карандаш»
Реж. Наталья Назарова
Художница из Петербурга Антонина (Надежда Горелова) приезжает в небольшой карельский город, снимает комнату и устраивается в школу учителем рисования. Делает она это для того, чтобы быть поближе к зоне, где отбывает наказание её муж, тоже художник, осужденный, как она говорит, по сфабрикованному делу. Но свидания с мужем проходят очень грустно (он требует, чтобы она вернулась в Питер), да и в школе проблемы (уроки постоянно срывает местный хулиган, который держит в страхе не только учеников, но и учителей). Антонина пытается бороться с системой привычными методами, обучая учеников рисованию, и даже находит талантливого паренька. Но скоро из тюрьмы должен вернуться старший брат хулигана, и все вокруг советуют настойчивой учительнице уезжать как можно быстрее. Самый, пожалуй, грустный фильм конкурсной программы — о беспросветной жизни в провинции, о том, что искусство способно помочь пробудить свет в душах, но для этого нужно слишком много времени, о трусости и человеческом достоинстве. И о простых карандашах, которые в огромных количествах делает местная фабрика.
«Успех»
Реж. Сергей Бобза
Молодые музыканты Антон (Роман Курцын) и Лиза (Юлия Снигирь) случайно встретились на улице, объединились и начали быстрый путь к славе. Но путь оказался недолгим: Лиза забеременела, и все планы пришлось отложить. Спустя десять лет у них почти взрослая дочь Вита (Мария Лобанова), Лиза пишет песенки для утренников, но недовольна тем, что юношеская мечта не сбылась. Она принимает предложение западного продюсера, уезжает в США, бросив семью. У ее близких очень плохо с деньгами, и, чтобы заработать, Антон и Вита соглашаются выступить на корпоративе, в одночасье став звездами интернета. Очень неровная музыкальная мелодрама об отцах-одиночках, а также о шоу-бизнесе, рок-н-ролле и шансоне, которые помогают объединиться, если их играют хорошие люди, которые любят хорошую музыку.