Как Голливуд воровал у нас идеи?
95 лет назад, в октябре 1924 г., на экраны СССР вышел в прокат и с большим успехом прошёл первый в мире полнометражный фильм о космическом путешествии. Снят он был режиссёром Яковом Протазановым по мотивам повести Алексея Толстого «Аэлита».
Наша киноиндустрия изначально была заточена под производство космической оперы. Можно сказать, с неё-то вся отечественная кинофантастика и начиналась. И на этом пути были продемонстрированы такие высоты, до которых западные режиссёры добрались не скоро и с превеликим трудом. Следующий фильм о космическом путешествии снял небезызвестный Фриц Ланг, режиссёр нашумевшего «Метрополиса». Его «Женщина на Луне» вышла в прокат только в 1929 г. – критика тех лет прямо указывала, что Ланг вдохновлялся фильмом Протазанова. Судя по всему, классика советской кинофантастики служила источником вдохновения и для более поздних творцов. Наряд Аэлиты Протазанова – платье с лифом из трёх чашечек – наводит на мысли о трёхгрудой женщине-мутанте из хита Пола Верховена «Вспомнить всё».
Но всё это меркнет по сравнению с тем, сколько заимствовали у режиссёра Павла Клушанцева, создателя знаменитого во всём мире и забытого у нас фильма «Планета бурь». Он вышел 14 апреля 1962 г. и стал рекордсменом – его купили в 28 странах мира. У Клушанцева иногда заимствовали отдельные приёмы – Стэнли Кубрик, к примеру, полностью копировал метод съёмок невесомости. Но чаще тащили всё, что плохо лежит. Чему свидетельство хотя бы фильм «Прометей» 2012 г. – скафандры там точно такие же, какие носили космонавты из «Планеты бурь». Ну а о том, что антиграв-флиппер Люка Скайуокера в IV эпизоде «Звёздных войн» подрезан у Клушанцева или что гибель робота в кипящей лаве впервые была показана не в «Терминаторе-2», а в той же «Планете бурь», известно, наверное, всем и каждому. В конце концов, Джордж Лукас прямо называл Клушанцева «крёстным отцом «Звёздных войн».