Сегодня стало известно, что фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» о противостоянии фермера с бюрократами был отобран в основной конкурс Каннского кинофестиваля, который начнется на Лазурном берегу 14 мая. О конкурсе, картине и ненормативной лексике «АиФ» поговорил с исполнителем одной из главных ролей Романом Мадяновым.
Роман Сергеевич, многие режиссеры отказываются от участия в фестивалях, потому что после конкурсов к их картинам обычно приклеивается ярлык «фестивальное» кино, которое в понимании масс не для большого зрителя. Может, действительно погоня за фестивальными призами отрезает зрителя от интеллектуальных фильмов, того же «Левиафана»?
Роман Мадянов: Я не могу с этим согласиться. Я считаю, что наш кинематограф начинает с колен подниматься, что худо-бедно люди смотрят хорошее кино. Но то, о чем вы говорите, что многие картины не доходят до зрителя — это беда нашего собственного кинопроката, который весь скуплен и почему-то очень странно относится к производству наших отечественных картин. Что касается картины «Левиафан» замечательного режиссера Андрея Звягинцева, то, что он пошел на каннский конкурс — право Андрея. Это говорит о том, что его творчеством интересуются не только на Западе, но и во всем мире. И мне очень странно, почему его картины так хорошо принимают за границей, а у нас они не находят никакого отклика. Но, может, это временный перекос. Сам я очень рад, что Андрей выставил картину на конкурс, и горд, что я имею к этому какое-то отношение.
— Как вам кажется, в нынешней политической обстановке будет ли справедливым судейство?
— Не знаю, но надеюсь, что здравый смысл все-таки восторжествует. Политиканством в искусстве, тем более на конкурсе, заниматься подло и нехорошо. Хотя последние конкурсы, в том числе и «Оскар», были тесно связаны с политической ситуацией в мире. Но, хочется надеяться, что все-таки глобальные человеческие проблемы, которые представляет мировой кинематограф, окажутся важнее временных конфликтов. Я буду верить, что «Левиафану» дадут честную, искреннюю оценку.
— Насколько я знаю, в картине очень много ненормативной лексики, так ли она нужна в кино?
— Она в кино не нужна, я согласен, хотя в «Левиафане» она есть, где-то в более мягкой форме, где-то в более жесткой. Конечно, если кто-то скажет, что он никогда не использовал и не использует ненормативную лексику, он слукавит. У нас в стране многие матом постоянно разговаривают, начиная от наших первых политиков и заканчивая подворотней. В искусстве иногда это может быть оправдано, но только по делу. Просто так материться для эффекта, на мой взгляд, глупо.
— «Левиафан» снимался на Кольском полуострове, ваша киногруппа там не промерзла?
— Что вы! Мы наслаждались природой! Это изумительное место, просто космос. Осенняя тундра — это что-то потрясающее и невообразимое. Я много раз там бывал на рыбалке, и каждый раз, приезжая туда, я поражаюсь мощи северной природы. Я прекрасно понял, почему Андрей выбрал именно это место для съемок — оно поистине фантастическое.
— Но в Каннах, наверняка, будет теплее, чем на Кольском полуострове, вы сами туда погреться поедете?
— Не знаю, если пригласят, то, конечно. Но смокинга у меня, к сожалению, нет.