В этом году выйдет новый российский фильм Disney «Последний богатырь» — компания уже во второй раз обращается к русским сказкам. О том, какие истории сейчас продаются, а также о второй жизни известных героев «АиФ» рассказала Марина Жигалова-Озкан, генеральный директор компании Disney в России.
Кто говорит голосом Ксении Собчак?
Полина Молоткова, «АиФ»: Марина, каждый продукт вашей компании — это история. Какие истории сейчас популярны?
Марина Жигалова-Озкан: Наша компания владеет не только брендом Disney, но также брендами Marvel и «Звёздные войны». Каждый из них — отдельная вселенная с огромным количеством историй. Disney — это в первую очередь добрые, классические истории, всегда с хорошим концом. Они всегда популярны и востребованы. Поколения меняются, но основополагающие ценности остаются неизменными: вера в себя, любовь, отношения с близкими, оптимизм. Другое дело, что на некоторые классические истории сегодня можно посмотреть с другого ракурса. Хороший пример — наш фильм «Малефисента». Казалось бы, это всем известная, чудесная сказка о Спящей красавице. Но фильм позволяет увидеть те же события глазами другой героини — классически отрицательной. Мы видим её историю и понимаем, что, может быть, не всё в старой сказке так однозначно. Я очень люблю наш новый фильм «Золушка». Вроде бы классическая сказка. Но в неё добавлены совершенно новые смыслы. Например, мы никогда не задумывались, почему Золушка так пассивна, безропотно выполняет всю работу, отрекается от принца. Ответы есть в этом фильме. Классические истории приобретают вторую жизнь благодаря тому, что современные сценаристы переосмысливают их, сохраняя при этом ключевые ценности.
Истории Marvel несут иную философию: они рассказывают о людях со сверхспособностями, которые живут среди нас. О том, что каждый может найти в себе такую способность. У этих героев — Железного человека, Капитана Америка, Тора, Халка, Чёрной Вдовы — есть слабости, они делают ошибки. Но вместе они команда, в которой каждый обладает особенным даром. Эту вселенную особенно отличают юмор и самоирония.
«Звёздные войны» — это совсем другая галактика, сильнейшая мифология. В ней нет хороших и плохих героев, но есть баланс света и тьмы и выбор, перед которым встаёт каждый из персонажей. Эти истории рассказывают о силе духа и поиске себя.
— А какие истории и персонажи ближе российской аудитории?
— В России зрители в первую очередь ценят эмоции, им нужна любовная линия, нужны юмор, человеческие истории. Есть примеры, когда для нашей аудитории мы полностью меняли концепцию продвижения фильма — делали акцент не на спасении мира, а на лирической линии героя. Если же говорить об отдельных персонажах, то среди мальчиков абсолютный лидер по популярности — Человек-паук. И это именно российская особенность. Мы с нетерпением ждём нового фильма, в котором этот герой будет представлен заново. Среди девочек до 10-11 лет популярны принцессы, хотя в остальном мире возраст увлечения этими героинями ниже — 5-7 лет. Это ещё одна особенность нашей культуры и воспитания — девочки хотят себя чувствовать принцессами гораздо дольше. Наша принцесса — это не только то, как ты выглядишь, но и то, что у тебя внутри: смелость, открытость, доброта. На нашем телеканале и в Интернете мы проводим кампанию «Следуй за мечтой, принцесса». Рассказываем об обычных девочках, которые следуют за своей мечтой: это может быть желание стать спортсменкой, научиться чему-то и т. д.
— Часто приходится адаптировать ваши фильмы для России?
— Мы их локализуем. Во-первых, все наши герои говорят по-русски. Подбор голосов для каждого из них — очень важный творческий процесс. Необходимо, чтобы голос актёра совпадал по эмоции, по тембру, выражал именно то, что хотели сделать создатели фильма. Например, в фильме «Вверх» голос Армена Джигарханяна подошёл главному персонажу даже лучше, чем оригинальный. Такое впечатление, что образ этого героя был вообще написан с Джигарханяна. В «Головоломке» Ксения Собчак потрясающе озвучила Брезгливость — это было абсолютное попадание. Вторая важная составляющая — во всех наших фильмах все надписи на русском языке. Для нас рисуют отдельную копию анимационного фильма.
— Бывает ли, что власти просят что-то поменять в фильме?
— Бывает, что просят установить другой возрастной рейтинг — и это нормально, так как в России другие правила. Например, «Пираты Карибского моря» во всём мире рекомендованы к просмотру с родителями детям до 13 лет, а в России — до 16. Такая же ситуация с новым фильмом «Красавица и чудовище». Его глобальный возрастной рейтинг — 6+, а в России мы, посовещавшись с Министерством культуры и принимая во внимание действующие в стране законы, присвоили ему рейтинг 16+. Фильм разрешено смотреть детям, просто в соответствии с российским законом это рекомендуется делать в сопровождении взрослых.
Чем заняты 170 заводов?
— Фильм — это одна жизнь персонажа. После выхода картины начинается другая — ваши герои появляются на самых разных товарах. В каком амплуа они приносят компании больше прибыли?
— Это зависит от персонажа. Скажем, фильмы с принцессами выходят не слишком часто, но товары с их изображениями продаются всегда, и именно они приносят существенную часть доходов. То же можно сказать о Микки-Маусе. В целом же в России мы производим десятки тысяч наименований товаров на 170 заводах и обеспечиваем рабочими местами 21 тыс. человек. Некоторым производствам сотрудничество с нами помогает сильно вырасти. Например, в Башкирии Ишимбайская чулочная фабрика в течение некоторого времени была на 100% загружена выпуском нашей лицензионной продукции, а сейчас она увеличивает свой штат на 30%. Я готова поспорить с утверждением, что в России нет производства. Мы производим всё: и игрушки, и одежду, и обувь, и продукты, и мебель, и тетрадки, и книжки, и товары гигиены, и даже очистители воздуха в форме наших героев — такого больше нигде не делают. В России можно выпускать продукцию потрясающего качества и по доступным ценам. Более того, в Москве у нас работает команда по разработке продуктов и дизайна. И разработки настолько прекрасны, что ими пользуются коллеги из нашей компании в разных странах.
— Но многие считают, что товары с лицензионными персонажами стоят дороже.
— Это не всегда так. У нас есть очень качественные товары, созданные для торговых сетей среднего ценового сегмента. При этом мы ищем такие возможности снижения себестоимости, которые не влияют на качество. За этим мы особенно следим. И, кстати, адаптируем требования к продукции под желания российского потребителя. Я помню, что много лет назад мы привезли в нашу страну из США детскую обувь с нашими героями. Она была замечательная. Но быстро выяснилось, что её невозможно продать в России, потому что здесь совсем другой подход к выбору обуви для ребёнка: нашим мамам нужны супинатор, кожаная подошва, жёсткий задник. В результате мы сделали свою линейку обуви на нескольких заводах и продаём здесь только обувь, произведённую в России.
Где смотрят русские сказки?
— Вернёмся к кино. Несколько лет назад ваша студия сняла в России фильм «Книга мастеров» на основе наших сказок. Показывали ли его в других странах?
— Эту картину посмотрели в 70 странах и продолжают смотреть по телевидению. Она понравилась зрителям. Мы с самого начала ставили себе задачу — рассказать современным языком именно русские сказки. Сейчас мы заканчиваем производство второго нашего российского фильма «Последний богатырь». Нам показалось, что будет очень интересно взглянуть на классических героев в новых обстоятельствах. Мы решили подумать: что сделало Кощея таким мрачным персонажем? Как он получил своё бессмертие? И что будет, если современный молодой человек внезапно окажется в фантастической стране русских сказок? Всё это дало потрясающий материал для работы.
Фильм выйдет на экраны 19 октября 2017 г. Будет интересно представить его в других странах. Да, наши герои зарубежному зрителю незнакомы, но там есть юмор, который понятен всем, есть общечеловеческая история о том, как человек делает выбор, преодолевает себя.
— В течение нашего разговора вы много раз произносили слово «сказка». А зачем сказки современным людям?
— Но как же без них? Если не веришь в чудо, становится скучно. А современному человеку, живущему по жёсткому графику, просто необходимо порой закрыть глаза и подумать о том, что чудеса возможны, что всё будет хорошо и все наши мечты сбудутся. Что у истории обязательно будет хороший конец или получится начало чего-то нового.