Автором идеи, соавтором сценария, продюсером и исполнителем главной роли выступил актёр Сергей Безруков.
Дурак дураку рознь
«АиФ»: - Сергей, почему вы не взяли за основу сюжета фильма какую-то классическую историю, сказку, которую все знают?
Досье | |
---|---|
Сергей Безруков родился в 1973 г. в Москве. Окончил Школу-студию МХАТ. Снимался в сериалах «Бригада», «Есенин», «Мастер и Маргарита», «Участок», «Чёрные волки», фильмах «Пушкин. Последняя дуэль», «Азазель», «Адмиралъ» и многих других. Имеет множество наград и званий, включая звание народного артиста России. |
С.Б.: - Я уверен, что экранизация какой бы то ни было классической сказки сегодня, увы, обречена на провал. Зрителя можно привлечь в кинотеатр лишь новой, оригинальной историей. Говорят, сказка - ложь, да в ней намёк… В нашем фильме этих намёков много. Сказочные персонажи стали сегодня вдруг не нужны. Поэтому у нас в картине они ассимилируются с современным реальным миром. Иван-дурак становится вэдэвэшником, Кощей Бессмертный выступает в роли алчного бизнесмена, Василиса Премудрая работает учительницей русского языка и литературы. Они приспосабливаются и выживают, как могут. Для нашей страны это, к сожалению, очень типичная ситуация. Те, кто раньше был важен и нужен, сегодня оказались забыты - учителя, врачи, учёные…
А если говорить глобально, то мы и русский язык потихоньку забываем, точнее, всё его богатство и возможности. Ведь как мы сегодня мыслим, как общаемся? Односложно, короткими фразами, символами, эсэмэсками. У Льва Николаевича Толстого выражение, описание одной эмоции занимало страницу, а то и две. Мы сегодня ту же самую эмоцию выражаем одним смайликом, картинкой. Это стало нормой!
«АиФ»: - Иван-дурак - положительный персонаж многих народных сказок, можно даже сказать, национальный герой. Опять же есть поговорка: дуракам везёт. Вам не кажется, что в этом есть некий парадокс?
С.Б.: - Парадокса я не вижу. Понятия «дурак», «дурачок» имеют массу оттенков. Ведь кто такой Иван-дурак? Это простой русский мужик, который, может быть, и необразованный, но ему действительно порой везёт, поскольку он обладает некой интуицией, смекалкой, врождённой мудростью, верой в чудо.
Возможно, эти исконные качества русского человека и позволяют нам до сих пор оставаться страной. Я не боюсь показаться консерватором. Мы все современные люди, все в разной степени подвержены влиянию Запада. Но когда я слышу русские народные песни, в душе что-то такое срабатывает. Я не говорю сейчас про песню «Берёзы», которую я исполняю в сериале «Участок» и из-за которой надо мной регулярно шутят. Кстати, слышали последний анекдот на эту тему? Он короткий: «У Сергея Безрукова дома стоит берёзовыжималка!»
Возвращаясь к теме разговора, хочу сказать, что у русского человека можно отнять всё, но не смекалку и веру в чудо. Где-то глубоко внутри мы верим в хороших милиционеров, хороших футболистов, честных и ответственных чиновников, во власть, для которой важен каждый человек в стране. С трудом, но верим, что они существуют!
Жизнь по системе моря
«АиФ»: - В сказках добро всегда побеждает зло. В жизни всё часто происходит наоборот. Вам не кажется, что просто веры в чудо и надежды на русское «авось» очень мало для того, чтобы что-то изменилось?
С.Б.: - Понимаете, ведь почему у нас до сих пор дороги плохие? Да потому, что Россия сегодня живёт по системе моря: прилив - отка-а-ат, прилив - отка-а-ат! Это страшная система, и в конце концов она нас как государство может просто смыть с лица земли. Как это искоренить?! Непонятно…
К сожалению, «кощеи», как никто другой, ассимилировались в нашей жизни. Сегодня они правят миром. В нашей сказке Кощей в исполнении Леонида Ярмольника часто повторяет фразу: «Ничего личного». По сути, эти слова можно считать слоганом современной России. Я даже не про чиновников, не про власть сейчас говорю, а про нас всех - про рядовых граждан. Если беда не касается лично тебя, ты, условно говоря, снимешь эту чужую беду на камеру мобильного телефона и выложишь в Интернет. Или просто пройдёшь мимо. Мол, извините, ничего личного. Наплевательское отношение друг к другу стало обычным делом. Чтобы что-то изменилось, каждый из нас должен периодически обращаться к самому себе с вопросом: «А нет ли во мне частички Кощея?»
Бороться со злом можно, хотя бы не допуская его со своей стороны. Нужно каждодневно убивать в себе этого Кощея, вытравлять из себя. Это трудно, но иначе никак. Понятно, мы все выживаем, и возникает соблазн пойти на сделку с совестью. Например, когда мне предложили сняться в продолжении сериала «Бригада», я глубоко задумался. С одной стороны, почему бы и не сняться? Сериал успешный, да ещё и заплатили бы хорошо. Причём наверняка очень хорошо заплатили бы. С другой стороны, я почувствовал, что, согласившись, пойду наперекор своей актёрской совести. Я нашёл в себе силы отказаться. И в этом тоже пусть маленькая, но победа над Кощеем…
«АиФ»: - Вы сыграли массу героев самых разных исторических эпох. Какая из этих эпох ближе и комфортнее всего для вас?
С.Б.: - Если говорить о времени, в котором хотелось бы пожить, то, наверное, это время правления Александра III. Я, конечно, доподлинно не знаю, как и чем жили тогда люди, но у них точно было ощущение стабильности. В этом и состоит уникальность того исторического отрезка. Отсутствие стабильности - такая же вечная проблема для России, как дураки и дороги. Мы всё время живём как на пороховой бочке.
«АиФ»: - Скоро в прокат выходит фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой». Писали, что роль Высоцкого в нём исполнили вы. Это правда?
С.Б.: - Не совсем. Я сыграл в фильме актёра, который вводится на роль Высоцкого, когда тот покидает Театр на Таганке. У меня была нелёгкая задача - надо было привнести в роль что-то своё, но так или иначе я должен был походить на Владимира Семёновича. Надеюсь, с задачей я справился.