Московский международный кинофестиваль ежегодно предоставляет возможность за одну неделю посмотреть лучшие фильмы сезона. Социальный памфлет, «советская мелодрама», ироничная комедия, «трампианская» драма, индийское кино — всего на фестивале будет показано 211 фильмов из 64 стран мира. АиФ.ru рассказывает о киноработах, на которые стоит обратить особое внимание.
«120 ударов в минуту», реж. Робен Кампийо
- Страна: Франция
- Внеконкурсная программа: «Фильмы, которых здесь не было»
- Даты показа: 24, 26 июня
39 ММКФ традиционно станет площадкой для демонстрации самых актуальных фильмов, которые уже нашумели на крупнейших киносмотрах. К примеру, французская драма «120 ударов в минуту» приехала в Москву с Лазурного берега: на недавнем Каннском фестивале она получила Гран-при жюри, Приз Франсуа Шале и Квир-Пальмовую ветвь за освещение ЛГБТ-темы в кино.
В центре сюжета больные СПИДом молодые французы, брошенные в начале 1990-х на произвол судьбы. Известно, что режиссёр драмы Робен Кампийо был активистом общественной организации «Действуй!», которая боролась за сексуальное просвещение и права заболевших, поэтому ему удалось с почти документальной точностью воспроизвести жизни и чувства людей, оказавшихся первыми жертвами чумы конца XX века.
«По ту сторону надежды», реж. Аки Каурисмяки
- Страна: Финляндия/Германия
- Внеконкурсная программа: «Эйфория окраины»
- Даты показа: 25 июня
Не менее острую для всей Европы тему мигрантов поднял Аки Каурисмяки в фильме «По ту сторону надежды». При этом классик современного финского кинематографа назвал свою работу «попыткой изменить европейские представления о беженцах либо как о жертвах, либо как об агрессорах, пришедших отнять нашу работу, машины, жён».
Премьера ленты состоялась ещё на Берлинском кинофестивале, где многие критики прочили ей главный приз, но она получила «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру. В руках другого режиссёра «По ту сторону надежды» мог стать трагедией: в хельсинском порту из кучи угля вылезает сирийский беженец Халед и направляется в соответствующий центр помощи, похожий на тюрьму. Каурисмяки же снял ироничную драму с невозмутимыми лицами и смешными диалогами.
«Бахубали. Начало», реж. С. С. Раджамоули
- Страна: Индия
- Внеконкурсная программа: «Открытие: Кино регионов Индии»
- Даты показа: 23, 27 июня
На фильм-открытие ММКФ «Бахубали. Завершение» билеты не продаются, зато все желающие смогут посмотреть первую часть исторического блокбастера: «Бахубали. Начало». Интерес к индийскому кино на Московском фестивале неслучаен: российский кинематограф уже на государственном уровне начинает сближение с Болливудом (в начале июня Дмитрий Медведев подписал проект соглашения о совместном производстве фильмов России и Индии).
Приключенческий байопик о принце Шивуду, которого спасли от преследования и воспитали простые люди, — прекрасная возможность познакомиться с современным образцом индийского кинематографа, который ещё не растерял своей оригинальности, но по уровню спецэффектов уже не уступает Голливуду.
«Купи меня», реж. Вадим Перельман
- Страна: Россия
- Основной конкурс
- Даты показа: 22, 23, 28 июня
Из 13 фильмов конкурсной программы Россия представлена тремя работами. Одна из них — мелодрама «Купи меня» Вадима Перельмана. В России этот режиссёр известен как автор хитового сериала «Измены» с Еленой Лядовой, а в Голливуде его хорошо знают как создателя фильма «Дом из песка и тумана» с Беном Кингсли и Дженнифер Коннелли.
Новая работа Перельмана посвящена жажде успеха, движущей многими современными женщинами. В центре сюжета девушка Катя (Юлия Хлынина) из богатой российской семьи, которая меняет обучение в Париже на модельную карьеру в Эмиратах. Современная реинкарнация сюжета фильма «Москва слезам не верит» не для всех героев закончится хорошо, зато тем, кто выживет, уже ничего не будет страшно.
«Карп отмороженный», реж. Владимир Котт
- Страна: Россия
- Основной конкурс
- Даты показа: 25, 26 июня
Ещё более вызывающее название — «Карп отмороженный» — получила другая российская картина, вошедшая в основной конкурс ММКФ. Трагикомедия с Мариной Неёловой, Алисой Фрейндлих и Евгением Мироновым в главных ролях рассказывает о скромной провинциальной учительнице, которая узнаёт о своём смертельном диагнозе. Пенсионерка решает заранее подготовиться к собственным похоронам, а перед смертью мечтает проститься со своим сыном, который уже давно переехал в столицу.
В какой-то момент драма, снятая в лучших традициях «советского кинематографа», превращается в трагикомедию в духе магического реализма: Елена Михайловна получает в подарок говорящего карпа, способного исполнить её желание.
«Ужин», реж. Орен Моверман
- Страна: США
- Внеконкурсная программа: «Специальные показы»
- Даты показа: 24, 25 июня
Фильм «Ужин» с Ричардом Гиром, Лорой Линни, Ребеккой Холл, Стивом Куганом, побывавший на Берлинале, в Москве покажут в рамках «Специальных показов». Это уже третья экранизация нашумевшего романа голландского писателя Германа Коха, опубликованного в 2009 году. Новую киноверсию драмы снял Орен Моверман, окрестивший её «трампианской», т. е. отражающей реальность, в которой стало возможным президентство Дональда Трампа.
В центре сюжета две состоятельные семьи, которые встречаются в ресторане за ужином. Цель встречи — обсудить, как вести себя после совершённого их сыновьями преступления. Зрители становятся свидетелями отчаянного спора героев и ироничных отсылок авторов к европейским ценностям.
«О теле и душе», реж. Ильдико Эньеди
- Страна: Венгрия
- Внеконкурсная программа: «Эйфория окраины»
- Даты показа: 28 июня
Венгерская лента Ильдико Эньеди «О теле и душе» — триумфатор последнего Берлинале. Действие фильма разворачивается в неожиданном для романтической истории месте: на скотобойне. Менеджер по качеству и её немолодой замкнутый начальник узнают, что им снится один и тот же сон, и постепенно сближаются. На фоне душераздирающих сцен забоя и разделки животных зрители становятся свидетелями истории трогательных чувств и типичных человеческих комплексов.
Очевидно, эта не слишком актуальная с социальной точки зрения драма действительно хороша, раз победила на Берлинском кинофестивале, славящемся своей политизированностью.