Работы хороших режиссеров, как правило, узнаваемы. У них есть приемы, которые они переносят из фильма в фильм, радуя поклонников и формируя свой собственный неповторимый стиль. Такой стиль был и у Гая Ричи на заре карьеры. Выстрелив в конце 90-х криминальным боевиком «Карты, деньги, два ствола» и закрепив успех «Большим кушем», он ясно дал понять, что его фильмы — это калейдоскоп сменяющих друг друга и переплетенных между собой событий и персонажей, разобраться в которых зрители могут только к самому финалу. Правда, выдержать этот стиль на протяжении длительного времени Гай Ричи всё же не смог. Его следующие работы были не слишком удачными и одна за другой проваливались в прокате.
Сюжет фильма состоит из нескольких историй, которые показываются с точки зрения сразу двух персонажей. Частный детектив Флетчер (Хью Грант) по заданию редактора таблоида (Эдди Марсан) нашел компромат на бизнесмена Микки Пирсона (Мэттью Макконахи) — тот и наркотики выращивает, и конкурентов устраняет, да еще и задумал продать заезжему американцу Мэттью Бергеру (Джереми Стронг) спрятанные в частных владениях потомственных аристократов фермы с марихуаной.
Информация, которой владеет Флэтчер, способна сорвать сделку на четыреста миллионов фунтов. Поэтому детектив приносит документы, оформленные в виде сценария, правой руке Пирсона — Рэю (Чарли Ханнэм) и просит за них всего двадцать миллионов. «Джентльмены» — это фактически экранизация этого сценария и история становления криминальной империи Пирсона, который начинал как мелкий наркоторговец в Оксфорде, но сумел стать почти королем преступного мира Лондона, потому что придумал необычный ход и договорился с бедными британскими лордами об аренде их земель на взаимовыгодной основе. Конечно, Пирсону постоянно приходится показывать, кто тут главный — на его бизнес претендует не только алчный американец, но и уже обжившаяся в Англии китайская мафия, и научившиеся карате сироты, а где-то на периферии маячат и русские бандиты.
Правда, всё это рассказано через призму восприятия детектива Флэтчера, который, кстати, склонен к преувеличениям. Но дотошный Рэй готов поправить слишком расфантазировавшегося собеседника и рассказать, как всё было на самом деле. И в результате такого двойного рассказа получается тот калейдоскоп событий и персонажей, которые напрямую отсылают к «Картам…». Ну или к «Большому кушу».
Но с выхода тех фильмов прошло больше двадцати лет, и то, что хорошо работало на исходе прошлого тысячелетия, сейчас кажется безнадежно устаревшим. Приёмы из «Карт…» в 2020-м не всегда срабатывают, а неожиданные повороты сюжета, которые переворачивают ситуацию с ног на голову и обратно, быстро приедаются. Фактически уже с середины «Джентльменов» зрителям остается лишь терпеливо ждать финала, чтобы наконец узнать истинную подоплеку всей истории и просто наслаждаться отличной игрой отличных актеров и мастерски выстроенными кадрами — в отношении этого талант Ричи сбоев не давал никогда.
В целом «Джентльмены» получились проектом скорее ностальгическим. Многие мечтали о том, чтобы Гай Ричи все эти годы не экспериментировал, а снимал различные изводы своего первого фильма, который действительно получился на загляденье, хотя был снят в условиях жутчайшего дефицита средств и без приглашенных звезд. Напротив, «Карты…» принесли известность не только режиссеру, но и бывшему футболисту Винни Джонсу и малоизвестному актеру из рекламы Джейсону Стейтему.
Впрочем, «Джентльмены» — фильм не нудный и не вторичный. Это не «Карты…» в новой обёртке, а вполне самостоятельная картина, которая станет достойным украшением фильмографии Ричи. Этот фильм можно рассматривать как приквел «Карт…» — не по времени действия, конечно, а по логике событий, и с этой точки зрения похожая стилистика двух фильмов Ричи вполне оправдана. В «Джентльменах», пожалуй, не хватает только карт, но денег и стволов тут в избытке.