Примерное время чтения: 8 минут
580

«Хеллбой-2: Золотая армия»: ЗА и ПРОТИВ

ПРОТИВ - Юрий Геворкян: После второго «Хеллбоя» уже можно говорить, что режиссерский стиль Гильермо дель Торо окончательно сложился – он снимает визуально яркие, красивые фильмы с необычными образами, которые, как бы это помягче сказать, не «цепляют», а иногда и веют скукой. Учитывая, что дель Торо вскорости будет снимать толкиеновского «Хоббита», не самую бодрую книгу, да еще и в соавторстве с Питером Джексоном, большим любителем навести тягомотины на пустом месте, за будущее экранизации страшно уже сейчас.
Но вернемся к нашим баранам, вернее к рогатому исчадию ада Хеллбою. Как известно, с первой частью у дель Торо вышел небольшой прокол. Фильм стоил $66 млн, а в американском прокате собрал всего $59 млн. Окупился он только за счет мирового проката, доведя свою кассу до $99 млн. Неплохо, конечно, но ничего выдающегося – голливудские продюсеры не спешили забрасывать сценариями режиссера, не сумевшего выжать из комикс-темы (пусть даже Хеллбою до популярности Бэтмена или Человека-паука примерно как нашему кино до голливудского), набирающей обороты, даже сотню миллионов. Пришлось дель Торо возвращаться в Испанию уже там снимать «Лабиринт фавна».
«Лабиринт» получился хитом, получил три «Оскара» и еще более 60 разных наград и стал для своего создателя обратной дорогой в Америку. Питер Джексон, впечатленный фантазией дель Торо, породившей самых разных чудовищ, доверил ему «Хоббита» и режиссер снова стал звездой.
В таком статусе (обладатель «Оскара», будущий постановщик эпика от автора «Властелина колец») он уже мог требовать от продюсеров снять продолжение в целом не слишком успешного «Хеллбоя», да еще и увеличить бюджет на 20 млн, клятвенно пообещав сделать так, чтобы уж второй филь оценили по достоинству. Что из этого вышло?
Да в общем, ничего хорошего. На месте Джексона я бы крепко подумал, нужно ли доверять дель Торо «Хоббита». Ибо для публики (по крайней мере, американской) дель Торо – крайне слабый раздражитель. С критиками-то все в порядке – рецензии почти сплошь хвалебные. Но вот зритель… Зритель свои деньги отдавать не спешит. Хотя первая неделя проката выдалась для Красного и его создателя вполне приличной – фильм собрал почти 35 млн. и даже с небольшим скрипом оттеснил с первой позиции «Хэнкока». А потом начался кошмар…
Начало следующей недели проката показало, что зрители в Красном разочаровались. Фильм стал быстро терять в сборах, и даже (почти беспрецедентный случай) уступил «Хэнкоку». Более того, даже куда менее раскрученное «Путешествие к центру Земли» начало теснить в прокате детище Гильермо. А когда в минувшую пятницу до кинотеатров добрался «Темный рыцарь» стало ясно, что у Хеллбоя нет шансов… В итоге, за неделю проката «Хеллбой-2: Золотая армия» потерял четыре позиции в первой десятке проката (так низко не падал еще ни один из лидеров в этом году) и более 70% кассы. Сейчас на счету фильма 56 млн. в американском прокате, но учитывая какие у него конкуренты и нежелание зрителей идти на него, он вряд ли «отобьет» свой бюджет. Скорее всего, он превзойдет показатель первой части (59 млн), да и то ненамного, но учитывая 20-миллионную разницу в бюджетах – это провал.
Почему же народ не пошел на Красного? Главное – дель Торо так и не смог оживить вялотекущий ритм фильма, присущий еще первой части. Не настолько вяло, чтобы уснуть прямо на сеансе, но подавить в себе порыв встать и уйти на перекур возможно придется. Претензий к Гильермо-художнику нет. Монстры разнообразные - страшные, обманчиво-милые, забавные, огромные и мелкие, на любой вкус – но мало. Куда пошли 85 млн. бюджета? Почему на Троллевом рынке некоторые монстры – просто ряженные в лохмотья статисты, над костюмами которых будто работали сошедшие с ума Жан-Поль Готье и Вивьен Вествуд – и это не комплимент. При этом в фильме нет ни одного актера, чей гонорар хотя бы раз за карьеру перевалил за 3 млн. долларов, а CGI-сцены просто ужасны. Местами «компьютерные» эффекты опускаются ниже планки заставок из компьютерных игр, которые ваяют в самых бедных уголках Восточной Европы. А финальная битва Золотой армии – это просто размазня желто-красных тонов – нет ни эпичности, ни хотя бы четкости изображения.
Сюжет – это отдельная песня. Причем исполняемая вразнобой группой исполнителей, явно певших до этого в разных хорах. Почему главный злодей, без особых сомнений вонзивший меч в отцовскую грудь, носится с Хеллбоем как с писаной торбой весь фильм, хотя мог отправить его в ад в любой удобный момент? Зачем эта идиотская линия с близнецами, нелепая концовка которой по сути делает бессмысленными старания героев? А эти бесцеремонные намеки на продолжение? Нет, Гильермо, третьей части не будет – и это даже хорошо. Читайте лучше оригинальный комикс Миньолы…
ЗА - Елена Федотова: Когда идёшь на фильм, поставленный по комиксам про чёрта с огромным револьвером и скверным характером, глупо ожидать от него чего-то кроме красивой картинки, зрелищных драк и эксцентричных персонажей. Всего этого добра во втором «Хеллбое» предостаточно. Персонажей – целый зоопарк, драки занимают процентов 70 экранного времени, а картинка благодаря первому и второму притягивает внимание так, что даже за попкорном во время просмотра лазить не хочется.
 
Но больше всего завораживает не сама картинка, а та феерическая сказочность, проблески которой и раньше сквозили в фильмах Гильермо дель Торо. И это не только многообразие чудовищ всех пород и размеров - чудовищ мы видели и в «Звёздных войнах», и в «Людях в чёрном», и пресловутом «Монстро».
 
Разница в том, что чудовища дель Торо никогда не претендовали на то, чтобы быть реальными. Они не пытаются пугать намёками на действительность как Монстро и его предшественница Годзилла, не заставляют вспомнить излюбленное «Ай вонт ту билив» своим космическим происхождением, они просто есть и благодаря своей нарочитой фантастичности выглядят тем более привлекательно.
 
Более того, все неведомые зверушки (среди которых и главные персонажи фильма) идеально гармонично существуют и действуют в рамках сказочного сюжета фильма, в том смысле, что не вылезают за рамки своих неправдоподобных амплуа. Все страсти бледнолицых эльфов, краснокожего Хеллбоя и его новоявленного газообразного начальника могли бы с тем же успехом выйти из под пера братьев Гримм: как и предприимчивые немцы, дель Торо позаимствовал у своих предшественников все самые популярные сюжеты и архетипы, которые никогда не перестанут быть востребованными, и упаковал их в карнавальную упаковку своей фантазии.
 
А под таким соусом даже наиболее избитые экранные страсти выглядят убедительными, потому что в сказке можно всё. Можно заставить огненную девушку одним словом спасти своего возлюбленного от крылатой многоглазой смерти, а повелителя несокрушимой золотой армии в одиночку сражаться с «хорошим парнем» просто потому, что тот так сказал. Персонажи, живущие в сказке, и действуют строго по сказочным канонам.
 
А главное, с самого начала фильма можно расслабиться и быть уверенным в том, что всё закончится хорошо. Неунывающий сарказм главного героя, пародийная бодрость его нового начальника и трагический образ злодея – явные признаки того, что наш мир уже спасён, остаётся только узнать, как. Хотя две параллельные любовные линии и немного шаблонные, но от этого не менее трогательные нравственные метания Хеллбоя не дают фильму стать чересчур предсказуемым и скучным.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах