Разглядеть жемчужину среди вороха новинок кинопроката бывает непросто, и многие культовые сегодня фильмы в своё время не произвели должного впечатления на взыскательных критиков. Чаще всего доставалось фантастике – критики ругали самые первые «Звездные войны», ругали «Дюну» и «Терминаторов». В общем, пожалуй, проще вспомнить фантастический или фэнтезийный фильм, который сразу добился любви рецензентов – таких будет очень и очень немного, и «Чужого» Ридли Скотта среди них, разумеется, нет.
Что за «Чужой»?
Придумали эту историю сценаристы Дэн О'Бэннон и Рональд Шусетт; они собирались писать сценарий на основе рассказа Филипа К.Дика «Мы вам всё припомним» (позже он превратился в фильм «Вспомнить всё» с Шварценеггером), но оказалось, что историю ужасного пришельца, с которым сражается команда космического корабля, написать проще. Да и продать её можно быстрее. Правда, работа над картиной началась не сразу, но помог успех «Звездных войн» Джорджа Лукаса – все кинокомпании внезапно увлеклись фантастикой, и боссы 20th Century Fox вспомнили о сценарии «Чужого» (в оригинале Alien). Режиссером был нанят Ридли Скотт, который доработал исходный сюжет, и 25 мая 1979 года фильм вышел в прокат.
По сюжету «Чужого» в отдаленном будущем космический грузовик «Ностромо» отзывается на сигнал бедствия с планеты LV-426 в системе Дзета Сетки. Команда выходит из анабиоза и по инструкции начинает обследование планеты; астронавты сталкиваются с расой Чужих и гибнут один за другим. Единственной выжившей оказывается уорент-офицер Рипли (Сигурни Уивер), которая в финальной схватке побеждает инопланетное существо и отправляется к обитаемым мирам на челноке.
«Дом с привидениями»
В рецензиях, которые сопровождали премьеру, сквозила растерянность – критики словно недоумевали, что это им показали.
«Пустоголовый фильм ужасов, в котором и похвалить нечего, кроме художественного оформления в стиле диско и небольшого количества красивой и навороченной кинематографии, – писал в Chicago Reader критик Дэвид Кер. – Научная фантастика мало что добавляет к примитивной концепции. <…> Режиссер Ридли Скотт полагается на нагнетание саспенса, но прием с «выпрыгиванием» хорошо известен еще со времен фильма «Опасные похождения Полины».
Кер сослался на киносериал 1914 года, по сюжету которого дочь миллиардера преследует некая банда; в нем действительно зрителей регулярно пугали неожиданно появляющейся в кадре опасностью. Игра актеров, кстати, никакого восторга у критика не вызвала – он даже никого не выделил.
Винсент Кэнби из NY Times назвал «Чужого» «готикой в космосе» и попенял авторам фильму за еще один избитый прием: «В каждом фантастическом фильме обязательно есть сцена с пролетом огромного космического корабля. Он появляется справа, пролетает вперед, а потом медленно движется к левому краю экрана. Когда я впервые увидел это в «Космической одиссее 2001 года» (фильм Стэнли Кубрика 1968 года – ред.), это выглядело потрясающе. Но теперь я чувствую себя черепахой на оживленном, но неестественно тихом шоссе».
Правда, он выделил Сигурни Уивер, отметив, что она «впечатляющая и забавная», а а ее персонаж ведет себя одновременно «жестко, эффективно и сексуально». Но он предупреждал читателей, что на «Чужого» не стоит идти, ожидая остроумия «Звездных войн» или метафизических претензий «Космической одиссеи» и «Близких контактов третьего рода» (фильм Стивена Спилберга 1977 года).
Знаменитый уже кинокритик Роджер Эбберт из Chicago Sun-Times, обсуждая «Чужого» со своим коллегой из Chicago Tribune Джин Сискелом, назвал фильм «простым межгалактическим домом с привидением». Эберт посчитал, что «Чужой» разочаровывает – по сравнению с работами Кубрика, Спилберга и Лукаса, но при этом ему понравилась сцена обследования планеты из начала картины. Любопытно, что потом Эббер включил «Чужого» в свой «список великих фильмов», выдал четыре звезды из четырех и назвал картину «отличной» и «оригинальной»; но это было много лет спустя.
Сискел, кстати, поставил «Чужому» три звезды – на фоне других критиков это была почти похвала. Он назвал картину «совершенным образцом страха», ему понравилась Сигурни Уивер, но разочаровала форма собственно Чужого – по мнению Сискела она была не очень страшной.
В принципе, работа художника Ханса Руди Гигера не особо поразила критиков, хотя изобретательность авторов они отметили.
«Чужой» содержит пару шоковых моментов, множество убедительных спецэффектов и достаточно крови, чтобы произвести впечатление на детей всех возрастов. Наиболее вероятно найти этот фильм пугающе обыденным или неприятным», – написал Фрэнк Рич из Time.
«Чужой» – это старомодный фильм ужасов, действие которого происходит в очень реалистично снятом будущем. <…> Эта картина не настолько хороша, чтобы назвать её комбинацией «Экзорциста» и «Звездных войн», но оба эти названия обязательно придут зрителю в голову при просмотре», – были уверены обозреватели The Variety.
С прибылью и «Оскаром»
Картина вышла в американский прокат 25 мая 1979 года, и уже к концу уикенда тон отзывов изменился. Дело в том, что «Чужой», который показывали всего в 91-м кинотеатре, заработал за три дня $3,5 млн, обогнав приключенческую комедию «Узник Зенды» ($2,5 млн), на которую прокатчики возлагали большие надежды (он вышел в 400-х кинозалах). В июне «Чужого» выпустили на большой экран, и он собрал в США около $80 млн; сборы в остальном мире составляют по разным оценкам от $24 млн до $122 млн. Картина с 11-миллионным бюджетом и такой выручка должна была окупиться, но кинокомпания Fox первоначально заявила об убытках, но после иска продюсеров поменяла оценку на доход в $4 млн. Вообще все судебные дела вокруг «Чужого» были урегулированы только в 1983-м, когда Fox приняла решение о сиквеле.