А там, напомним, нежно объясняются и лихо отплясывают Людмила Гурченко и Андрей Миронов в фильме «Соломенная шляпка» Леонида Квинихидзе по французскому водевилю XIX в. Эжена Лабиша. Что, кстати, стало некоей иронией судьбы - ведь изначально Рязанов именно их планировал снять в главных ролях в своей «Иронии», но после оглушительного успеха «Шляпки» передумал - мол, теперь за артистами закрепился имидж «опереточного жанра», и это может повредить его серьёзной картине.
А тогда в «Шляпке» плюс к Миронову и Гурченко снялись ещё и Алиса Фрейндлих, и Екатерина Васильева, Игорь Кваша и Зиновий Гердт, два Михаила - Козаков и Боярский, Ефим Копелян, Владислав Стржельчик… Для особо любопытных: если хотите увидеть отца Михаила Боярского артиста Сергея Боярского - пожалуйста, он там фигурирует в эпизоде в роли капрала в карауле. Для самого Михаила этот фильм стал теледебютом. Даже знаменитый драматург Михаил Рощин мелькнул там в роли фонарщика! У него в те годы был роман с одной из актрис, он приехал к ней на съёмки и... сам стал артистом.
Ах, водевиль!
В исполнении сплошь звёздных артистов, виртуозно-остроумном, старинный немудрёный водевиль, точно оттёртая от патины времени монета, зазвенел и заиграл на солнце. Кстати, всё действие двухсерийного фильма происходит при жарком солнышке и, как положено в водевиле, в течение одного дня. Дня свадьбы, когда несчастный жених Фадинар вынужден лихорадочно искать замену шляпке из итальянской соломки с маками за 500 франков. Потому что некая ветреная замужняя дама сбросила её во время страстного свидания, и её лениво слопала (шляпку, не даму) лошадь Фадинара, заехавшего на минутку в лесок… Ну, понятно, зачем…
Съёмки, надо сказать, были недешёвыми. Дело в том, что фильм длиной в 120 минут делался по заказу Госкомитета по телевидению и радиовещанию Совета Министров СССР, поэтому на киноэкспедициях не экономили. Провинциальный французский городок снимали в Петергофе, в Тарту в Эстонии, в красивейшем старинном здании Ленинградского дома литераторов.
Чтоб знали!
Леонид Квинихидзе поразительно умело собирал невероятные актёрские «цветники». Он во многом открыл для кино Олега Борисова (инженера Гарина), хотел снимать его и в роли Фадинара в «Шляпке», но Борисова подвело здоровье. На съёмках бегал по жаре со своим миртовым деревом мэтр Владислав Стржельчик: «Лёня, я готов сниматься у тебя всегда!» Романтичный Кваша изображал полного идиота-офицера и любовника. Актёры Квинихидзе обожали - ведь он давал возможность им свободно «зажигать» (а зрителю - «зажигаться») во времена унылого и маразматического брежневского застоя.
Леонид Александрович - ленинградец, отец его - известный режиссёр Александр Файнциммер, снявший «Овод» с Олегом Стриженовым, «Девушку с гитарой», «Котовского», «Трактир на Пятницкой»… А сына можно считать патриархом жанра отечественной музыкальной комедии. Сейчас 87-летний режиссёр по-прежнему живёт в Петербурге. Пожелаем ему здоровья. А дамам и девицам напомним: «Все старые, а пуще молодые, храните ваши шляпки золотые…» Тем более - за 500 франков.