Примерное время чтения: 16 минут
5836

Ёлки-палки 100 лет назад. Новогодняя комедия стала «исторической»

«Ёлки 1914».
«Ёлки 1914». Кадр из фильма

Именно Бекмамбетов решил перенести действие фильма на 100 лет назад. События картины развернутся 24 декабря 1914 года, в канун Рождества по старому стилю.

«Нам было трудно расстаться с любимыми героями, но при этом не хотелось снова повторять себя, — поясняет Бекмамбетов. — А этот ход дал нам возможность показать, как мы жили 100 лет назад, какая у нас была страна и как зарождался Новый год — уникальный праздник, соединивший в себе языческие, христианские и советские традиции. И, конечно, я был счастлив вновь поработать в историческом формате. Любовь к нему осталась у меня со съёмок рекламных роликов для банка «Империал», а вместе с ней — наработанные приёмы и понимание, как рассказать исторические анекдоты таким образом, чтобы современный зритель смеялся и выносил для себя что-то полезное».

В отличие от предыдущих «Ёлок», на этот раз в состав фильма вошло шесть новелл, действие которых разворачивается в больших и малых городах России, дворянских усадьбах и крестьянских избах, на беззаботных балах и суровых фронтах Первой мировой. Итак, по порядку…

Новелла «Дом»

Героями центральной новеллы фильма стали талисманы и постоянные участники франшизы — Иван Ургант и Сергей Светлаков. По сюжету их истории, герои центральной новеллы встречаются в одном из городов Юга России, где в этот год выдалась аномально жаркая зима.

Пока в одном уголке большой страны бушует декабрьская вьюга, в другом расцветают персики. Заправский денди Борис (Иван Ургант) покупает имение на черноморском побережье, чтобы поразить свою богатую невесту Беллу (Евгения Брик) — у него большие планы на её приданое. В канун Рождества они приезжают осмотреть покупку, но на пороге их встречает Евгений (Сергей Светлаков), бывший хозяин дома, который никак не привыкнет к своему новому статусу и боится рассказать о продаже имения домочадцам. Евгений оказывается между молотом и наковальней: двадцатью родственниками, которые собрались встретить Рождество, и непреклонным Борисом, решившим всех выселить…

Для Ивана Урганта и Сергея Светлакова «Ёлки 1914» стали первым опытом работы в историческом кино. «Мы играем своих далёких предков, продолжаем быть Борисом и Евгением, только теперь — Борисом Ефимовичем и Евгением Павловичем. Наконец в четвёртой части выяснились наши корни», — шутливо поясняет Иван Ургант. Его подхватывает Сергей Светлаков: «Конечно, исторические интерьеры, старинные предметы и актёры в костюмах погружают нас в ту эпоху… бывает, заснёшь ненадолго и, проснувшись, первые 10 секунд ощущаешь себя немножко там».

Кадр из фильма «Ёлки 1914»

«Чтобы пропитаться чувствами той эпохи, Тимур предлагал нам пожить вместе с Владимиром Зельдиным, — продолжает Иван. — Но, к сожалению, у него был спектакль, а потом тренажёрный зал, и нам пришлось отказаться от этой идеи». Уже серьёзно Сергей признаётся, что испытывал большое удовлетворение от съёмок: «Каждый раз, возвращаясь домой после смены, я чувствовал, что прожил чью-то жизнь, в которую мне хотелось бы заглянуть. Мы рады, что сюжет повернулся таким образом. Это не истории, которые уже происходили с нашими персонажами и могли бы произойти ещё раз, а совершенно другой фильм, другой пласт, другое время». Перенестись в него актёрам помогала художник по костюмам Наталья Дзюбенко.

«Мы стремились к максимальной достоверности костюмов, использовали подлинные фактуры, повторяли крой того времени, — поясняет Наталья. — К тому же необходимо было передать рождественское настроение. И это при том, что наши герои, по сути, находятся в летней среде — такая тёплая выдалась зима». Характер и стиль жизни главных героев определили их образы. Борис Ивана Урганта, как человек светский, носит высокие брюки на подтяжках — ремней тогда ещё не было — и характерную для того времени лаковую обувь. Довершает его образ цилиндр и трость, найденная в одной частной коллекции. Не менее актуально для того времени выглядит и героиня Евгении Брик. «Белла — женщина красивая и яркая, к тому же с весьма своеобразным характером, — поясняет Наталья. — Мы подчеркнули его, включив в дорожный костюм героини красное бархатное платье. Тем самым мы обозначили неординарность Беллы и усилили её контраст с остальными героями. Она одета по тогдашней моде, а все обитатели дома — стилистически немного старомодные. В том числе герой Сергея Светлакова, который носит облегчённый льняной костюм и канотье». Помимо Ивана Урганта, Сергея Светлакова, Евгении Брик, Елены Плаксиной и Ирины Архиповой, в новелле задействованы блестящие актёры старшего поколения, сыгравшие членов большого семейства: Эммануил Виторган, Альберт Филозов и Александра Назарова. Они дополнили уникальный актёрский ансамбль проекта.

► Розыгрыш билетов на премьеру фильма «Ёлки Лохматые»

Новелла «Царские ёлки»

Главным украшением новеллы стал Константин Хабенский. Закадровый голос всех частей «Ёлок», актёр впервые появится в кадре только в четвёртой части фильма. Его персонаж — офицер царской армии — помогает главному герою Ивану в исполнении Александра Паля («Горько!», «Горько!-2», «Всё и сразу»). Их партнёршей по фильму стала Вера Панфилова («Стартап»), а дополнили актёрский ансамбль Александр Половцев («Улицы разбитых фонарей») и Дато Бахтадзе («Особо опасен», «Ирония судьбы. Продолжение»), который вернулся в «Ёлки» спустя четыре года и предстал в роли великого князя.

Новелла «Фигуристы»

Первыми, ещё в феврале 2014 года, исторические образы примерили на себя Артур Смольянинов и Екатерина Шпица. Актёры сыграли пионеров российского фигурного катания, которые претендуют на золото одного из первых международных чемпионатов, проходивших в России. Герой Смольянинова, сотрудник царской полиции, разрывается между любовью к фигурному катанию, а точнее — к своей привлекательной партнёрше, и государственной службой. Чтобы сыграть фигуриста, актёру пришлось пройти цикл тренировок, ведь до этого он катался только в детстве, в хоккейной коробке. Поставить Артура на фигурные коньки взялся Илья Авербух, который уже работал с партнёршей Смольянинова — Екатериной Шпицей — на шоу «Ледниковый период». Подготовленной актрисе понадобилось лишь несколько совместных тренировок, чтобы отрепетировать номер, который известный тренер поставил специально для съёмок. За постановку всей новеллы отвечал режиссёр Александр Котт, победитель фестиваля «Кинотавр» 2014 года: «Мне предложили несколько вариантов, и я сразу выбрал историю фигуристов — всегда интересно исследовать неизведанные территории. Я никогда не снимал спортивные соревнования, скольжение по люду, и мы с коллегами с азартом придумывали способы, как эффектно показать эту историю, которая одновременно про спорт и про любовь».

Кадр из фильма «Ёлки 1914»

Новелла «Медведь»

Новелла, в основу которой лёг рассказ Николая Лескова «Зверь», повествует о дружбе деревенского парня Сеньки (Антон Богданов) и дворового медведя, которых пытается разлучить сумасбродный барин (Ян Цапник). Он устраивает охоту на всеобщего любимца, чтобы выслужиться перед графом (Виктор Вержбицкий)… но недооценивает смышлёность животного. Для режиссёра Юрия Быкова, автора фестивального хита «Майор» и других остросоциальных фильмов, участие в «Ёлках» стало своеобразным экспериментом и возможностью сменить амплуа: «Как артист по первому образованию и человек ироничный, я с большим уважением отношусь к комедии. «Ёлки» стали отличной возможностью попробовать свои силы в другом жанре, тем более что изначально речь шла не о целом фильме, а об отдельной новелле. Сюда я старался не привносить того, что делаю в своём кино, ведь это совершенно разные форматы. Но с оператором Юрием Коробейниковым мы по-своему подошли к визуальной стороне новеллы, добавив множество красивых пейзажей. Впрочем, ключевым для меня является не это, а работа с актёрами, и могу сказать, что на «Ёлках» мне сильно с ними повезло».

Центральная роль в новелле досталась медведю Степану, который по числу и известности своих киноработ нисколько не уступает именитым партнёрам по фильму. Это он боролся с Владимиром Машковым в картине Алексея Учителя «Край», медвежонком снимался у Никиты Михалкова в «Сибирском цирюльнике», а во взрослом возрасте — в «Орде» Андрея Прошкина. Так что съёмки стали испытанием не столько для Степана, сколько для Юрия Быкова, который до сих пор не работал в кадре с четвероногими. «С киноопытом или без животное остаётся животным, и работа с ним — большой труд, — поясняет режиссёр. — Это всегда огромное количество дублей, долгое ожидание и нервы. К тому же мы снимали в самом начале марта, и Степану всё время хотелось впасть в спячку. Но что помогало, так это безобидность животного, которое в дикой природе с лёгкостью бы разорвало человека. Мы же могли более-менее спокойно помещать в кадр с ним артистов и не прибегать при этом к помощи дублёров».

Кадр из фильма «Ёлки 1914»

Но, по признанию Антона Богданова, который больше других взаимодействовал с 300-килограммовым животным, спокойно было далеко не всегда: «Наша первая встреча с медведем прошла без приключений, он даже лизнул меня в знак приветствия. Но во время съёмок Степан напомнил о том, что он всё-таки хищник. По сюжету новеллы, герои делают коллективный снимок с медведем. Вспышка нужна была такая, как раньше, с искрами, поэтому прибегли к помощи пиротехников, а у тех что-то пошло не так, и всё сработало раньше времени. Степан всполошился, встал на задние лапы и не на шутку нас всех испугал. Но был у меня и более экстремальный опыт, когда нам пришлось с ним бороться. Это по сценарию всё происходит в шутку, а на деле мне на плечи навалилась огромная махина, которая едва не переломила мне спину». А вот опыт Яна Цапника был менее драматичным: «Стёпа всё время лез обниматься, что при его устрашающем виде было достаточно нелепо и смешно. Он так и норовил лизнуть меня в лицо, так что несколько раз скидывал с меня парик языком».

Ещё одним украшением новеллы стал Виктор Вержбицкий, который снимался в двух первых частях фильма. «Я считаю себя представителем театрального вида искусства, и всё, что связано с костюмом, временем, эпохой, гримом, мне очень интересно, — говорит актёр. — К тому же сценарий напомнил мне рекламные работы Тимура Бекмамбетова для банка «Империал», когда в коротком сюжете раскрывалась некая документально-анекдотическая история. Не все новеллы фильма основаны на реальных фактах, в основном это художественный вымысел, но я надеюсь, создатели картины сумеют сохранить дух и юмор тех знаменитых роликов».

Новелла «Добровольцы»

В неожиданных исторических образах предстали и другие постоянные участники «ёлочной франшизы» — Александр Головин, Александр Домогаров-мл., Анна Хилькевич, Галина Стаханова. Как и в «Ёлках 3», за постановку их истории взялся режиссёр Дмитрий Киселёв.

Кадр из фильма «Ёлки 1914»

Её действие разворачивается в Перми. Мечтая о лаврах героев, друзья-студенты (Александр Домогаров-мл. и Александр Головин) записываются в добровольцы. Но перед отъездом на фронт ребята решают навестить свою знакомую Катю (Анна Хилькевич), которая зовёт друзей к себе в Екатеринбург на праздники. Просит только захватить с собой её родную бабу Маню (Галина Стаханова). Студенты ещё не знают, каким экзаменом обернётся для них эта поездка…

«Несмотря на другие исторические условия, мой персонаж остался таким же разгильдяем, каким был в предыдущих «Ёлках», — говорит актёр Александр Головин. — Да, он изменился внешне: появились накладные усы, стала более короткой стрижка, ну и, само собой, у меня теперь исторический костюм. Изменения коснулись не только костюма, но и речи наших с Сашей героев. Хотя они стали заметно культурнее, мы по-прежнему постоянно спорим и обзываем друг друга, только теперь другими словами, например такими забавными, как «дуботолк». Так что конфликт, который был между лыжником и сноубордистом, остался, просто он перестал быть спортивным».

Новелла «Шаляпин»

По сюжету новеллы, накануне праздника Настя и её маленький брат Гриша как никто другой нуждаются в рождественском чуде. Их мать в лихорадке прикована к кровати и не может заниматься швейным делом, обрекая детей на поиск пропитания. Но все их мысли — как добыть деньги на лекарство, пока маме не стало хуже. Люди добрые не спешат помочь, но случай сталкивает детей с колоритным барином. Им невдомёк, что перед ними великий Шаляпин…

Кадр из фильма «Ёлки 1914»

Одну из главных ролей новеллы сыграла актриса Мария Порошина, которая вернулась в франшизу спустя четыре года. «Со времени съёмок в первых «Ёлках» я успела соскучиться по проекту. А тут ещё и необычный, исторический формат, так что я сразу согласилась, — вспоминает актриса. — Роль у меня небольшая — всего два съёмочных дня, но за это время моя героиня проходит путь к счастью через абсолютное отчаяние. Больше половины съёмочного времени мне пришлось провести в кровати, моя героиня заболела лихорадкой. Погрузиться в это состояние было несложно: съёмки проходили в холодные дни марта не в помещении, а в исторической декорации, выстроенной на натурной площадке «Мосфильма». Чтобы соблюсти пожарную безопасность, отапливали её чисто символически, так что у меня зуб на зуб не попадал от холода. И конечно, мне, как матери, были абсолютно понятны чувства моей героини, которая даже в очень тяжёлом состоянии постоянно думает о благополучии детей. У меня были замечательные маленькие партнёры — Даниил Изотов и Соня Хилькова, которая в свои 13 лет успела сыграть 20 киноролей. Любопытно, что Соня уже была моей дочкой — в сериале «Всегда говори всегда», где нас, как и на «Ёлках 1914», снимал режиссёр Александр Карпиловский».

Как снимали

В отличие от всей картины, действие которой разворачивается 100 лет назад, начальный и финальный кадры «Ёлок 1914» будут современными: по сюжету, шумная компания собирается отпраздновать главный российский праздник в одном из исторических интерьеров города, после чего действие переносится в канун 1915 года, в Константиновский дворец Санкт-Петербурга.

Для съёмок в городах подбирались интерьеры, соответствующие эпохе и достаточно просторные, чтобы вместить несколько сотен актёров. Друг за другом съёмочной площадкой стали: пермский Дворец культуры им. Солдатова, саратовский Театр оперы и балета, Казанская ратуша, Иркутская областная филармония, Омская филармония, Воронежский театр оперы и балета, Красноярский театр юного зрителя.

Кадр из фильма «Ёлки 1914»

На фоне исторических интерьеров народные актёры отсчитывали секунды до наступления Нового года, чокались бокалами с шампанским, составляли новогоднее поздравление своему городу и хором исполняли главную песню фильма «На любой стороне Земли» группы «Секрет».

По доброй «ёлочной» традиции, наряду с профессиональными актёрами в съёмках «Ёлок» были задействованы обычные зрители — более 2600 человек из Воронежа, Иркутска, Казани, Красноярска, Омска, Перми и Саратова. Для каждого из семи городов будет создана своя версия фильма, и именно её местные жители увидят в кинотеатрах.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах