Примерное время чтения: 12 минут
8258

Лев, Медный всадник и золотой кораблик: самые известные логотипы киностудий

Запись львиного рыка для логотипа киностудии Metro-Goldwyn-Mayer, 1929 г.
Запись львиного рыка для логотипа киностудии Metro-Goldwyn-Mayer, 1929 г. www.globallookpress.com

31 июля 1928 года впервые зарычал лев на заставке киностудии Metro Goldwyn Mayer, превратившись в символ не только самой компании, но и в целом голливудского кино. Того зверя звали Джекки, и он «проработал» лицом компании до 1934 года. Всего львов было 7: первый появился в 1916 году и был «немым», как и само кино. В 1923 году, в связи с перестановками в руководстве и изменением структуры, студия использовала статую «короля зверей» на своей заставке, вернувшись к живому льву в 1924 году — предшественником Джекки был Слетс, привезённый в США из Ирландии и проживший до 1936 года. Появившийся в 1928 году Джекки ознаменовал собой наступление эры цветового и звукового кино — именно с его изображением связаны первые эксперименты в этих областях. По-настоящему же цвет появился в фильмах MGM во время «царствования» следующего льва — Теннера, хотя в это время Джекки всё ещё можно было увидеть на заставках чёрно-белых фильмов. В 1956 году на почётную службу заступил Джордж, однако продержался в кадре недолго — всего два года. В 1958 году на роль льва MGM утвердили льва Лео, который и по сей день появляется на заставках фильмов Metro Goldwyn Mayer. АиФ.ru рассказывает истории других, не менее знаменитых кино-логотипов.


Ленфильм

Символом киностудии является изображённый в свете прожекторов памятник «Медный всадник» — одновременно и один из символов «города на Неве». Впервые изображение появилось в титрах фильма «В городе С» Иосифа Хейфеца в 1966 году, до этого на студии ограничивались лишь надписью «Ленфильм». В середине 50-х несколько раз объявляли конкурс на разработку логотипа, но подходящего варианта так и не нашлось — разве что в начале 60-х букву «ф» в названии студии стали изображать в виде киноплёнки. Пришлось вернуться к идее конкурса, информацию о котором на этот раз разместили в газете «Кадр», призывая откликнуться людей, так или иначе связанных с кинематографом. В качестве вариантов предлагали изображения Ленина на броневике, Петропавловского собора, Адмиралтейства — в третьем туре победил проект художника «Ленфильма» Марии Бологовской. Оператор Эдгард Штыцкобер снял статую, подобрав наиболее выигрышный ракурс, после чего Бологовская вручную обработала снимок, а с помощью покадровой съёмки изображение «ожило» — над «Медным всадником» медленно расходятся лучи софитов. В 90-е годы логотип обновляли, используя для этого уже уменьшенную копию статуи со стола директора «Ленфильма» Виктора Сергеева. Помимо этого, название было написано другим шрифтом, а у изображения появился синий фон, оттенявший фигуру «Медного всадника».


Одесская киностудия

История Одесской киностудии началась ещё до Революции — в 10-х годах XX века, когда свои первые фильмы снимал кинематографист Мирон Гроссман. Тогда его киноателье носило название «Мирограф», и к 1918 году производило около 10 фильмов в год. Здесь снималась Вера Холодная, работал Сергей Довженко, был снят первый в СССР звуковой фильм — история Одесской киностудии, выросшей из этого ателье, почти равна истории советского кинематографа. Однако мысль о логотипе появилась лишь в 1964 году, когда пост директора занимал Геннадий Збандута — было решено, что студии с такой репутацией необходим свой отличительный знак. Так появилась одна из самых узнаваемых кинозаставок — золотой кораблик на синем фоне с надписью «Одесская киностудия».


Мосфильм

Как и в случае с «Медным всадником», изображение статуи Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» на заставке студии «Мосфильм» появилось как символ города. История студии началась в ноябре 1924 года, а официальной датой основания можно считать 30 января 1925 года, когда состоялась премьера фильма Бориса Михина «На крыльях ввысь». Однако логотип, как и в случае с другими советсткими киностудями, появился лишь спустя много лет. 2 июля 1947 года на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Весна» режиссёра Григория Александрова с Любовью Орловой и Николаем Черкасовым в главных ролях, в заставке к которому впервые появился логотип «Мосфильма» с «Рабочим и колхозницей».


Amblin Entertainment

В 1981 году свою собственную киностудию открыл режиссёр Стивен Спилберг — совместно с коллегами-продюсерами Кэтлин Кеннеди и Фрэнком Маршаллом. Одним из первых фильмов, выпущенных компанией, стал спилберговский «Инопланетянин». Кадр именно из этой картины, на котором мальчик Эллиот и пришелец взмывают в воздух на велосипеде на фоне огромной Луны, был выбран в качестве логотипа. Название также взяли из фильмографии Спилберга — короткометражку «Amblin’» («Бредущие») о молодой паре, путешествующей автостопом, режиссёр снял в 1968 году. В настоящий момент на счету кинокомпании более 400 картин, среди которых не только фильмы самого Спилберга, но и, к примеру, «Назад в будущее» и сериал «Скорая помощь».


DreamWorks

Студия Amblin — не единственное детище Стивена Спилберга. В 1994 году режиссёр основал ещё одну кинокомпанию, на этот раз вместе с директором студии Disney Джеффри Катценбергом и продюсером Дэвидом Геффеном. Изначально предполагалось, что на логотипе будет изображён мужчина, рыбачащий, сидя на Луне, причём художник по спецэффектам Деннис Мюрен, которому поручили разработку, отказался от компьютерной графики и позвал приятеля Роберта Ханта, который нарисовал логотип вручную. Именно он рискнул предложить собственный, несколько модифицированный вариант: вместо мужчины и Луны — мальчик и полумесяц. Позировал Ханту его собственный сын, а изображение так понравилось Спилбергу, что является знаком студии и по сей день.


20th Century Fox

Кинокомпания 20th Century Fox была основана в 1935 году и образовалась от слияния двух других корпораций — Fox Film Corporation и Twentieth Century Pictures — и сейчас является одной из крупнейший американских киностудий, а также «дочкой» корпорации всемогущего Руперта Мёрдока. «Звёздные войны», «Аватар», «Планета обезьян», «Люди Икс» — перед началом всех этих, а также многих других блокбастеров на экране неизменно появляется название студии, изображённое в виде золотой статуи на постаменте и в лучах прожекторов. Нарисовал логотип художник Эмиль Коса-младший ещё в 1933 году, правда, тогда вместо слова «Fox» в основании нарисованного постамента значилось «Pictures». Коса работал в Голливуде художником, создавал рисованные декорации — именно его перу принадлежит изображение Статуи Свободы в первой «Планете обезьян». В 1953 году сам Коса сделал чёрно-белый логотип цветным, и эта версия просуществовала до 1981 года с перерывом в 197071, когда с экрана лишь звучала фраза «Компания 20-й Век Фокс представляет». С 1981 года с развитием технологий логотип претерпевал ещё несколько незначительных изменений, а в 2010, в год 75-летия киностудии, во время демонстрации заставки камера будто бы взмывала вместе с прожекторами над логотипом, а в небе появлялась цифра 75. Музыка, звучащая в заставке, была написана американским композитором Альфредом Ньюманом, обладателем 9 статуэток «Грэмми». Его сыновья и племянник продолжили дело, посвятив себя киноиндустрии: на их счету саундтреки к «Побегу из Шоушенка», а также к мультфильмам «В поисках Немо», «Ледниковый период», «История игрушек».


Columbia Pictures

На логотипе студии, основанной в 1919 году братьями Гарри и Джеком Конами и Джо Брандтом, изображена женщина с факелом, поднятым над головой. Впервые эта заставка появилась в 1924 году, когда братья выкупили у партнёра его долю и всячески пытались улучшить образ компании, которая до этого занималась производством низкобюджетных фильмов. Личность модели, которая позировала для логотипа, неизвестна, что позволило огромному количеству женщин заявлять, что «даму с факелом» рисовали с них. Бэтти Дэвис в своей автобиографии писала, что моделью была актриса Клаудиа Делл, журнал People в материале 1987 года назвал в качестве прототипа некую Амелию Бэтчлер, а в 2001 один из чикагских журналов сослался на свидетельства очевидцев и назвал свою версию — Джейн Бартоломью. В 1993 году студия поручила художнику Майклу Дизу вернуть логотипу, который несколько раз незначительно менялся в течение XX века, его классический вид. После появления обновленной заставки, появилась версия, что на этот раз художнику позировала актриса Аннет Бенниг. На деле же оказалось, что моделью была коллега Диза из Луизианы — Дженни Джозеф.


Paramount Pictures

Логотип этой компании — старейший в Голливуде, так как сохранился почти без изменений с момента своего появления. Основанная Адольфом Цукером и братьями Фроманами кинокомпания отметила 100-летний юбилей в 2012 году. Её фирменный знак — горная вершина в ореоле звёзд, над которой всплывает название студии, — был придуман Цукером совместно с художником Уильямом Ходкинсоном, который предложил изобразить гору Бен-Ломонд из его родного штата Юта. В какой-то момент в кадре стал появляться другой пик — какой именно, достоверно неизвестно, но есть предположение, что это перуанская вершина Артенсонраху.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах