Одного из величайших художников Ренессанса, Альбрехта Дюрера, за границей ценили и почитали как талантливого художника, в то время как у себя на родине, в Германии, его признавали лишь как ремесленника, превосходно иллюстрирующего тексты. Поэтому большую часть творческой жизни Дюрер стремился доказать своим современникам, что он выдающийся художник. Его перу принадлежат труды по теории искусства, а также одна из первых в истории автобиографий, написанных европейским художником. Этот ценнейший текст позволяет читателю узнать подробности жизни великого живописца и ощутить дыхание эпохи, колорит того времени. Сегодня, 21 мая, в день рождения художника, АиФ.ru вспоминает его биографию и картины.
Дюрер родился в Нюрнберге в семье ювелира, куда его отец переехал из Венгрии. Из 17 братьев и сестер будущего художника выжили только 7. Большое семейство снимало половину дома у юриста и адвоката Иоганна Пиркгеймера, и благодаря этому соседству Дюрер с детства мог общаться с людьми из высшего сословия.
Дюрер тяготел к живописи и уговорил отца, который хотел, чтоб мальчик помогал ему в ювелирной лавке, отправить сына учиться рисованию. Так Дюрер попал в мастерскую ведущего на тот момент нюрнбергского художника Михаэля Вольгемута, где изучал не только живопись, но и гравирование по дереву. Именно здесь Дюрер создал первую гравюру («Танец смерти»), вошедшую в самое иллюстрированное издание XV века «Книги Хроники», над которой работал его учитель.
Ученичество закончилось 4-хлетним путешествием по городам Германии, Швейцарии и Италии. Пейзажные зарисовки, которые художник сделал заграницей, стали первыми в изобразительном искусстве акварелями в этом жанре.
Женитьба на Агнесе Фрай в 1494 году, благодаря которой социальный статус Дюрера повысился, позволила художнику создать свое собственное дело. Он открывает мастерскую, где создает значительную часть своих гравюр, экспериментирует с гравировкой на меди, выполняет заказы нюрнберских издателей и приобретает общеевропейскую известность.
Дюрер блестяще работал в портретном жанре. Все началось с того, что Фридрих Мудрый, курфюрст Саксонский, заказал художнику написать его потрет. После превосходного исполнения от многих нюрнберских патрициев на Дюрера посыпались аналогичные заказы. Так Дюрер написал множество портретов своих современников. Он ценил живопись за то, что она позволяет художнику сохранить образ конкретного человека для будущих поколений.
В 1505 году, вновь путешествуя по Италии и знакомясь с работами итальянских художников (Тициан, Джорджоне, Беллини), Дюрер пишет картину – «Праздник венков роз», после которой ценители искусств признают в нем настоящего художника, а не просто успешного гравера. В письме к другу он пишет: «Здесь (в Венеции) я — господин, в то время как дома — всего лишь паразит». Дюрер осознает, что на родине к нему относятся как к простому ремесленнику, а не как к художнику.
Итальянский опыт отразился в манере Дюрера изображать человеческое тело. Исчезает угловатость фигур, свойственная готическим произведениям, появляется динамика движения, новые ракурсные изображения персонажей.
В 1509 году Дюрер избран членом Большого совета Нюрнберга, а через два года пишет серьезный заказ – алтарь «Поклонение святой Троицы», но несмотря на важность заказа все еще тяготится тем, что современники недооценивают его как художника.
В 1520 году художник отправляется в Нидерланды. Здесь он знакомится с работами Яна ван Эйка, Мемлинга, Рогира ван дер Вейдера и претерпевает серьезное влияние голландской живописи, что отражается в более поздних его произведениях. Одна из важнейших картин последних лет – «Четыре апостола» (1926), в которой художник воплотил четыре темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом.
Художник, обладая приятной внешностью, любил изображать самого себя. Биографы Дюрера утверждают, что он воспроизводил свой облик не без «тщеславного желания понравиться зрителю». Как бы то ни было, Дюрер внес большой вклад в становление североевропейского автопортрета как самостоятельного жанра. В Нидерландах Дюрер заболел неизвестной болезнью (возможно, малярией), страдал болями в селезенке до конца жизни. Художник умер в 1528 году.
Дюрер родился в Нюрнберге в семье ювелира, куда его отец переехал из Венгрии. Из 17 братьев и сестер будущего художника выжили только 7. Большое семейство снимало половину дома у юриста и адвоката Иоганна Пиркгеймера, и благодаря этому соседству Дюрер с детства мог общаться с людьми из высшего сословия.
Дюрер тяготел к живописи и уговорил отца, который хотел, чтоб мальчик помогал ему в ювелирной лавке, отправить сына учиться рисованию. Так Дюрер попал в мастерскую ведущего на тот момент нюрнбергского художника Михаэля Вольгемута, где изучал не только живопись, но и гравирование по дереву. Именно здесь Дюрер создал первую гравюру («Танец смерти»), вошедшую в самое иллюстрированное издание XV века «Книги Хроники», над которой работал его учитель.
Ученичество закончилось 4-хлетним путешествием по городам Германии, Швейцарии и Италии. Пейзажные зарисовки, которые художник сделал заграницей, стали первыми в изобразительном искусстве акварелями в этом жанре.
Женитьба на Агнесе Фрай в 1494 году, благодаря которой социальный статус Дюрера повысился, позволила художнику создать свое собственное дело. Он открывает мастерскую, где создает значительную часть своих гравюр, экспериментирует с гравировкой на меди, выполняет заказы нюрнберских издателей и приобретает общеевропейскую известность.
Дюрер блестяще работал в портретном жанре. Все началось с того, что Фридрих Мудрый, курфюрст Саксонский, заказал художнику написать его потрет. После превосходного исполнения от многих нюрнберских патрициев на Дюрера посыпались аналогичные заказы. Так Дюрер написал множество портретов своих современников. Он ценил живопись за то, что она позволяет художнику сохранить образ конкретного человека для будущих поколений.
В 1505 году, вновь путешествуя по Италии и знакомясь с работами итальянских художников (Тициан, Джорджоне, Беллини), Дюрер пишет картину – «Праздник венков роз», после которой ценители искусств признают в нем настоящего художника, а не просто успешного гравера. В письме к другу он пишет: «Здесь (в Венеции) я — господин, в то время как дома — всего лишь паразит». Дюрер осознает, что на родине к нему относятся как к простому ремесленнику, а не как к художнику.
Итальянский опыт отразился в манере Дюрера изображать человеческое тело. Исчезает угловатость фигур, свойственная готическим произведениям, появляется динамика движения, новые ракурсные изображения персонажей.
В 1509 году Дюрер избран членом Большого совета Нюрнберга, а через два года пишет серьезный заказ – алтарь «Поклонение святой Троицы», но несмотря на важность заказа все еще тяготится тем, что современники недооценивают его как художника.
В 1520 году художник отправляется в Нидерланды. Здесь он знакомится с работами Яна ван Эйка, Мемлинга, Рогира ван дер Вейдера и претерпевает серьезное влияние голландской живописи, что отражается в более поздних его произведениях. Одна из важнейших картин последних лет – «Четыре апостола» (1926), в которой художник воплотил четыре темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом.
Художник, обладая приятной внешностью, любил изображать самого себя. Биографы Дюрера утверждают, что он воспроизводил свой облик не без «тщеславного желания понравиться зрителю». Как бы то ни было, Дюрер внес большой вклад в становление североевропейского автопортрета как самостоятельного жанра. В Нидерландах Дюрер заболел неизвестной болезнью (возможно, малярией), страдал болями в селезенке до конца жизни. Художник умер в 1528 году.
|
Самые интересные статьи АиФ в Telegram – быстро и бесплатно
|