Аристарх Лентулов, русский живописец, один из самых модных художников своего времени и организатор авангардного объединения «Бубновый валет», среди своих современников считался самым смелым и отчаянным экспериментатором. Жизнерадостный талант, буйный темперамент и покоряющее жизнелюбие, которыми обладал художник, он привносил в свои полотна и мечтал утвердить новые пути в живописи: «создать авангард» ярче, чем у коллег-французов. Аристарх Лентулов родился 16 января 1882 года. В честь дня рождения живописца АиФ.ru собрал галерею картин художника.
Аристарх Лентулов родился 16 января 1882 года в селе Воронье Пензенской области в семье сельского священника. Мальчику было 2 года, когда отец умер, и мать осталась одна с четырьмя маленькими детьми. Аристарху прочили карьеру священника.
©
Public Domain / Аристарх Лентулов «Автопортрет в красном» (1913)
Но семинария будущего живописца не привлекала. В 16 лет он поступил в Пензенское художественное училище, а через два года – в Киевское. Во время учебы, чтобы прокормить себя, Лентулов давал уроки, а во время каникул безостановочно писал. Так за одно лето он мог написать около сотни работ. В это время его кумирами в живописи были Врубель и Малявин.
©
Public Domain / Аристарх Лентулов «Небосвод – Декоративная Москва» (1915)
В 1906 году Лентулов попробовал поступить в Петербургскую академию художеств, однако на экзамене повел себя дерзко. На вопрос преподавателя, где художник видит на носу модели зеленый цвет, Лентулов ответил: «А вы разве не видите? В таком случае мне вас жаль». В академию абитуриента не взяли.
Но помощник Ильи Репина – Дмитрий Кордовский – пригласил Лентулова учиться у него в мастерской. Лентулов сблизился с Давидом Бурлюком, отцом русского футуризма, стал участвовать в эпатажных акциях и выставках. В это время Лентулов написал много пейзажей, натюрмортов. О своих экспериментах с цветом художник писал: «В пейзаже я допускал контрасты света и тени, от черного в тени до чистого хрома в свету».
Художник утверждал, что портрет нельзя считать произведением искусства, если он реально отображает человеческие черты. Ведь для этого есть фотография. Но если живописец передает свое переживание, впечатление или настроение от объекта, тогда полотно может быть зачислено в ряд произведений искусства.
В 1908 году художник познакомился с Машковым, Фальком, Куприным, Рождественским, Кончаловским. Все эти художники стали ядром «Бубнового валета», творческого объединения группы художников-авангардистов, созданного Лентуловым и Ларионовым в 1910 году. Живописцы культивировали вещность, предметность. К картинам периода «Бубнового валета» относятся полотна «Собор Василия Блаженного» (1913), «Москва» (1913), «Битва победы» (1914). В 1916 году объединение «Бубновый валет» распалось: ему на смену пришли новые художественные течения.
©
Public Domain / Аристарх Лентулов «Собор Василия Блаженного» (1913)
Увлекшись кубизмом, Лентулов отправился в Париж и поступил в «Академию живописи Ла Палетт», а его преподавателями стали приверженцы доктрины кубизма Ле-Фоконье, Метценже, Сегонзак.
Вернувшись в Россию, внимание Лентулова привлек футуризм. Художник сформулировал идею «совместноцветности», согласно которой все элементы картины должны были восприниматься зрителем не один за одним, а одновременно. Примером таких картин могут служить полотна «Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года» (1912) и «Сюжет из балета».
©
Public Domain / Аристарх Лентулов «Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года» (1912)
После Октябрьской революции художник стал исполнять государственные заказы: оформлял площади, зрительные залы театров, а также целые спектакли. К этому перирду относится известная картина художника «Мир, торжество, освобождение» (1917), а также пейзажи: «Пейзаж с сухими деревьями» (1920), «Пейзаж с белым домом и желтыми воротами» (1920-1922), «Солнце над крышами. Закат» (1928), «Закат на Волге» (1928).
©
Public Domain / Аристарх Лентулов «Мир, торжество, освобождение» (1917)
В 1941 году художник был эвакуирован в Ульяновск, но через год вернулся в Москву, где 15 апреля 1943 года умер. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.
©
Public Domain / Аристарх Лентулов ««Солнце над крышами. Закат» (1928)
Аристарх Лентулов родился 16 января 1882 года в селе Воронье Пензенской области в семье сельского священника. Мальчику было 2 года, когда отец умер, и мать осталась одна с четырьмя маленькими детьми. Аристарху прочили карьеру священника.
©
Public Domain / Аристарх Лентулов «Автопортрет в красном» (1913)
Но семинария будущего живописца не привлекала. В 16 лет он поступил в Пензенское художественное училище, а через два года – в Киевское. Во время учебы, чтобы прокормить себя, Лентулов давал уроки, а во время каникул безостановочно писал. Так за одно лето он мог написать около сотни работ. В это время его кумирами в живописи были Врубель и Малявин.
©
Public Domain / Аристарх Лентулов «Небосвод – Декоративная Москва» (1915)
В 1906 году Лентулов попробовал поступить в Петербургскую академию художеств, однако на экзамене повел себя дерзко. На вопрос преподавателя, где художник видит на носу модели зеленый цвет, Лентулов ответил: «А вы разве не видите? В таком случае мне вас жаль». В академию абитуриента не взяли.
Но помощник Ильи Репина – Дмитрий Кордовский – пригласил Лентулова учиться у него в мастерской. Лентулов сблизился с Давидом Бурлюком, отцом русского футуризма, стал участвовать в эпатажных акциях и выставках. В это время Лентулов написал много пейзажей, натюрмортов. О своих экспериментах с цветом художник писал: «В пейзаже я допускал контрасты света и тени, от черного в тени до чистого хрома в свету».
Художник утверждал, что портрет нельзя считать произведением искусства, если он реально отображает человеческие черты. Ведь для этого есть фотография. Но если живописец передает свое переживание, впечатление или настроение от объекта, тогда полотно может быть зачислено в ряд произведений искусства.
В 1908 году художник познакомился с Машковым, Фальком, Куприным, Рождественским, Кончаловским. Все эти художники стали ядром «Бубнового валета», творческого объединения группы художников-авангардистов, созданного Лентуловым и Ларионовым в 1910 году. Живописцы культивировали вещность, предметность. К картинам периода «Бубнового валета» относятся полотна «Собор Василия Блаженного» (1913), «Москва» (1913), «Битва победы» (1914). В 1916 году объединение «Бубновый валет» распалось: ему на смену пришли новые художественные течения.
©
Public Domain / Аристарх Лентулов «Собор Василия Блаженного» (1913)
Увлекшись кубизмом, Лентулов отправился в Париж и поступил в «Академию живописи Ла Палетт», а его преподавателями стали приверженцы доктрины кубизма Ле-Фоконье, Метценже, Сегонзак.
Вернувшись в Россию, внимание Лентулова привлек футуризм. Художник сформулировал идею «совместноцветности», согласно которой все элементы картины должны были восприниматься зрителем не один за одним, а одновременно. Примером таких картин могут служить полотна «Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года» (1912) и «Сюжет из балета».
©
Public Domain / Аристарх Лентулов «Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года» (1912)
После Октябрьской революции художник стал исполнять государственные заказы: оформлял площади, зрительные залы театров, а также целые спектакли. К этому перирду относится известная картина художника «Мир, торжество, освобождение» (1917), а также пейзажи: «Пейзаж с сухими деревьями» (1920), «Пейзаж с белым домом и желтыми воротами» (1920-1922), «Солнце над крышами. Закат» (1928), «Закат на Волге» (1928).
©
Public Domain / Аристарх Лентулов «Мир, торжество, освобождение» (1917)
В 1941 году художник был эвакуирован в Ульяновск, но через год вернулся в Москву, где 15 апреля 1943 года умер. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.
©
Public Domain / Аристарх Лентулов ««Солнце над крышами. Закат» (1928)
|
Самые интересные статьи АиФ в Viber – быстро, бесплатно и без рекламы
|