Те, кто не успел заранее купить билеты, стоят в очереди по 6 часов. То, что выставлено в Третьяковке, — безусловно шедевры. 42 картины из 460 произведений искусства собрания Пинакотеки Ватикана. Каждая была для своего времени прорывом и событием. «АиФ» выбрал пять наиболее знаковых.
Маргаритоне д’Ареццо. «Франциск Ассизский», XIII в.
Итальянец Маргаритоне своей специализацией сделал изображение св. Франциска во всех видах. Не последним стимулом в избрании этой стези стала коммерческая конъюнктура. Франциска канонизировали в 1228 г., и как раз ко времени становления Маргаритоне как мастера спрос на изображения святого стал ураганным. К тому же Маргаритоне освоил самый модный на тот момент стиль — греческий, богатый золотом и орнаментом, который был полностью заимствован из православной Византии. Рим подобным пиршеством красок похвастать не мог. Свою роль сыграло и мастерство художника. Глядя на грустное, доброе, явно не от мира сего лицо Франциска работы Маргаритоне, охотно веришь житиям святого. Например, тому, что он действительно мог раздать всё своё имущество нищим, ухаживать за прокажёнными, называть себя «потешником Господа», питаться объедками и проповедовать голубям.
Джованни Беллини. «Оплакивание Христа», 1471-1474 гг.
Сейчас кажется, что эта картина — классика. Однако во времена Возрождения она была прорывом во всём — от материалов до действующих лиц. Именно Беллини первым из итальянцев осваивает диковинную технику, завезённую из Нидерландов, — начинает писать маслом. До этого «королём» красок была темпера — когда говорят: «Старые мастера растирали яичные желтки», имеют в виду как раз приготовление темперы. Возможности масляных красок гораздо шире. Вероятно, это подвигло Беллини на изменение сюжета. Обычно главным героем сцены оплакивания является Дева Мария. Здесь её нет вообще. Вместо Богоматери — св. Иосиф Аримафейский, поддерживающий Христа сзади, св. Никодим и Мария Магдалина.
Паоло Веронезе. «Видение св. Елены», 1575-1580 гг.
Дядей и учителем художника был Антонио Бадиле. А у того была дочь — Елена. На ней, своей двоюродной сестре, и женился художник. Есть версия, что и на картине именно она. Согласно канону, св. Елену, мать римского императора Константина, полагалось изображать в виде археолога, руководящего раскопками на месте казни, погребения и Воскресения Христа. К тому же весьма пожилой — на момент раскопок ей было около 60 лет. Здесь же — молодая красивая женщина, которой во сне является ангел с наставлениями — где и как искать Святой Крест. За подобные вольности Веронезе даже предстал перед судом инквизиции. Но ему удалось оправдаться: «Мы, живописцы, прибегаем к тем же приёмам, что поэты и умалишённые».
Микеланджело да Караваджо. «Положение во гроб», 1603-1604 гг.
В своё время это полотно произвело грандиозный скандал. И зрители, и заказчики — в частности, настоятель церкви Кьеза Нуово — увидели здесь грубый натурализм и бунт против «хорошего вкуса»: вздувшиеся жилы на ногах, грязь под ногтями — всё это казалось отвратительным. Кстати, настораживала ещё и композиция — картина выстроена так, что многим кажется: они стоят на дне гробницы и тело Иисуса спускают к ним. Во-первых, жутко, во-вторых, кощунственно. Церковники картину отвергли — в 1608 г. её вынесли из церкви в подвал, повесив вместо неё полотно молодого Рубенса. Шедевр пролежал в подвале 300 лет. Между прочим, в безденежные годы у этой церкви лежал и сам художник — в голодном обмороке.
Донато Крети. «Астрономические наблюдения. Сатурн», 1711 г.
Это одна из восьми работ серии, в которую кроме Сатурна входят ещё Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и комета. По большому счёту, это крупный пропагандистский проект, рассчитанный на римского папу Климента XI. Серия работ должна была побудить его к строительству обсерватории в Болонье. Показать, что ход планет — свидетельство величия Божьего и что люди, наблюдающие за ним, приобщаются благодати. Папа был впечатлён. Обсерваторию построили уже в 1714 г.