Но мало кому известно, что в 1948 г. такая же история случилась с президентом США Гарри Трумэном. Правда, он ругал своих абстракционистов, используя расистские мотивы: «Если это искусство, то я готтентот (представитель народа, живущего на юге Африки. - Ред.)!» Это было покруче бананов, которые сегодня бросают на футбольное поле. Конгрессмены поддержали президента, возмутившись, что бюджетные деньги тратят на такой позор Америки. Выставку свернули, а картины распродали со скидками в 95%. Всё случилось к радости американцев - и народ, и власть не любили такое искусство. В СССР, кстати, тоже. Но на этом сходство между историями заканчивается. У нас авангард стали гнобить, а в США - холить и лелеять…
ЦРУ в музее
Но делали это строго секретно. Об операции знали несколько человек из ЦРУ, владелец знаменитого MoMA (Museum of Modern Art - Музей современного искусства в Нью-Йорке) Нельсон Рокфеллер и ряд лиц из его окружения. Почти все они имели отношение не только к абстрактному искусству, но и к разведке. Например, в 1950-м директор музея Том Брейден возглавил в ЦРУ новый отдел международных организаций, где продолжил курировать искусство, только уже на фронтах холодной войны с СССР.
Через много лет, когда тайное стало явным, он говорил: «Мы хотели объединить всех людей искусства - писателей, музыкантов, художников, чтобы продемонстрировать, что Запад и Соединённые Штаты привержены идеям свободы в творчестве и интеллектуальной деятельности и что можно писать, говорить, делать, рисовать без каких-либо ограничений, вроде тех, которые были в СССР. Думаю, наш отдел был самым важным в ЦРУ, он сыграл огромную роль в холодной войне». Самого Рокфеллера и его любимый музей привлекли к спецоперации по продвижению американских абстракционистов в Европе. На это выделяли кровные денежки американцев, собранные в виде налогов.
Почему выбрали абстрактных экспрессионистов, изображающих квадраты, прямоугольники, пятна, линии и прочую беспредметность? Вот официальная версия. Во-первых, в СССР такое искусство ненавидели (случай с Хрущёвым это подтвердил), а всё, что критиковали Советы, можно было обернуть против них. Во-вторых, это чисто американское искусство. Корни его тянулись от русского авангарда, кубизма, сюрреализма и прочих европейских «измов», но к тому времени уже выросла когорта чисто американских художников. Бунтарей, алкоголиков, чудиков, каких всегда бывает множество в этой среде и которые через слово говорили о свободе творчества. А свобода - это символ Америки, стремление к ней - главная черта нацхарактера. Нашёлся среди них и стопроцентный американец Дж. Поллок - ковбой с неистовым характером, сквернослов, драчун, дебошир, алкоголик. Работая, он расстилал огромный холст и будто в экстазе разбрызгивал по нему краску как попало, плотно покрывая всё пространство. Критики убеждали, что в его картинах есть сила, энергия и свобода, а это и есть дух Америки.
Другой священной коровой стал Марк Ротко. Склонный к самосозерцанию и депрессии, он рисовал огромные квадраты и прямоугольники, но в отличие от Малевича раскрашивал их в 2-3 цвета. В итоге он тоже закончил «чёрным квадратом», нарисовав огромные сплошь чёрно-серые полотна, «украсившие» католическую капеллу вместо икон и фресок.
Собрание монстров
Руководитель операции Дональд Джеймсон говорил об абстракционизме: «Мы поняли, что эта живопись, не имеющая ничего общего с соцреализмом, может заставить советское искусство выглядеть ещё более стилизованным, более жёстким и ограниченным, чем оно есть на самом деле. Москва тогда жёстко критиковала любые отступления от своих строгих канонов. Поэтому сам собой напрашивался вывод, что всё неистово критикуемое в СССР стоит поддерживать. Конечно, в делах такого рода поддержку можно было организовать только с помощью ЦРУ». Как это сделать реально? Финансирование авангарда запрещено конгрессом, поддерж-ка самих художников выйдет боком: мало того что почти все они коммунисты, троцкисты и прочие леваки, ненавидящие ЦРУ, они ещё и непредсказуемы - могут закатить скандал на весь мир, узнав, кто их спонсор.
«Вот почему нам всё приходилось делать тайно, - говорил Т. Брейден. - Для того чтобы поощрять открытость, мы должны были действовать в режиме секретности». Поэтому самих творцов держали на длинном поводке. Никого не вербовали, деньги им напрямую не платили, но создавали среду - устраивали выставки, контракты, шумиху, тусовки, покупали недёшево картины. А чтобы связь с ЦРУ не всплыла, инфраструктуру вокруг этого искусства окружили общественными организациями и фондами, через которые и перекачивали бюджетные средства. Ключевую роль играли музей MoMA и несколько фондов, организованных при ЦРУ. Во главе фондов ставили своих людей. Так, знаменитый Фонд Фарфилда, много потрудившийся на ниве абстракционизма, возглавлял член комиссии по международным вопросам музея MoMA Джулиус Флейшман. И, к слову, на заседаниях комиссии рядом с ним сидело немало влиятельных церэушников.
У этой удивительной истории есть ещё один аспект, о котором не говорят. По сути, американцы одержали двойную победу. Одну - на фронтах холодной войны, а вторую победу скромно замалчивают. Рокфеллер и почти все участники спецоперации собирали абстракционистов, и в результате они резко повысили стоимость своих коллекций - после разогрева, сделанного ЦРУ, картины взлетели в цене и считаются одними из самых дорогих. А Нью-Йорк отвоевал у Парижа титул мировой столицы авангардного искусства. Интересно, что идея переноса такой столицы в США возникла у Рокфеллеров ещё в 1920-е. Первым шагом на этом долгом пути было создание MoMA в 1929 г. И коль так, то это ещё вопрос, кто на самом деле заказывал музыку в этой операции - ЦРУ или…