Безусловно, каждый из нас от «Обитаемого острова» чего-то ожидает. Насколько эти ожидания окажутся оправданными, российские зрители смогут узнать в первый день Нового, 2009-го года. Пока же своими впечатлениями от просмотра поделился корреспондент, побывавший на закрытом показе самого дорогого (бюджет фильма составил 36 миллионов долларов) на сегодняшний день российского блокбастера.
Если говорить о лично моих ожиданиях, то они не оправдались - мне «Обитаемый Остров» неожиданно понравился. «Неожиданно» – потому что без особого восторга отношусь и к творчеству Стругацких, и к «9ой роте» - режиссерскому дебюту Федора Бондарчука. Впрочем, первое обстоятельство скорее избавило меня от излишней пристрастности – в отличие от ярых фанатов культового в России писательского дуэта, у меня не было желания ежесекундно и дотошно сравнивать картину с литературным первоисточником. А вот, второе, вкупе с агрессивной пиар кампанией «Острова», повысило градус природного скептицизма, который, правда, начал стремительно снижаться с первых кадров фильма, а в его середине приравнялся к нулю.
Поклонникам Стругацких точно переживать не стоит – по крайней мере, по поводу сюжетного сходства экранизации и книги. Режиссер строго следует букве романа – в сценарий, написанный известными киевскими фантастами Мариной и Сергеем Дяченко при участии Эдуарда Володарского, все ходы сохранены.
Как и в книге, красивый и вечно улыбающийся юноша Максим, житель Земли образца 2157 года, в результате катастрофы попадает на планету Саракш, где люди сплошь угрюмые, неулыбчивые и вообще какие-то странные: живут в нищете, ходят строем, смотрят по телеку дурацкие программы, боготворят Неизвестных Отцов, которые, собственно, и управляют этим паноптикумом страстей, и считают, что их Государство – лучшее в мире. Им как раз «не от мира сего» кажется этот подозрительно открытый и искренний пришелец. Поняв, что вернуться домой в ближайшее время ему не светит и пытаясь «вписаться» в жизнь своих новых сограждан, Максим проходит несколько разных путей – от служащего государству гвардейца до каторжанина - и на каждом из них его будут поджидать невероятные открытия. Он узнает, что обитатели Саракша делятся на «нормальных» и «выродков», с последними надо беспощадно бороться. Что для этого по всей стране стоят специальные башни – под действием их излучения «выродки» начинают испытывать невыносимые боли и становятся совершено беспомощными. Потом он узнает страшную тайну – оказывается, излучение действует и на так называемых нормальных и от этого они становятся одержимыми, тупыми, агрессивными и в то же время легко управляемыми. В общем, Максиму предстоит пережить все положенные приключения и, конечно, любовь к хорошей и преданной девушке Раде.
Все это рассказано и показано в фильме красиво (иногда даже чересчур) и захватывающе. Студент Щукинского училиша Василий Степанов в роли Максима Каммерера красив, обаятелен и в меру харизматичен. Студентка того же училища Юлия Снигирь (его возлюбленная Рада) вполне убедительна и в меру сексапильна – и, кстати, гораздо ярче, чем в романе. Роль Гая, несомненно, украсит актерское резюме Петра Федорова. Про остальных же – коим уже давно не требуются ни строчки, ни резюме – а это Сергей Гармаш, Анна Михалкова, Гоша Куценко, Андрей Мерзликин, Максим Суханов – и говорить нечего: все по делу и к месту. Федор Бондарчук в роли Умника и Алексей Серебряков, играющий Странника, и в особенности, их дуэт – мой личный катарсис.
«Обитаемый Остров», безусловно, поражает своим масштабом, но главное все-таки в другом: режиссеру удалось создать мощное энергетическое поле, которое, на мой взгляд, и является отличительной особенностью настоящего кино. И неважно, какое оно: не для всех или «всего лишь» блокбастер. Оказывается, и их иногда удается снимать не просто для того, чтобы «собрать кассу», но дать мозгу какую-то пищу для размышлений. Не опускаться до убогой прямолинейности и жестких коммерческих и прочих схем, а вложить свои чувства и впечатления от этого мира. Вот тогда кино и становится по-настоящему зрительским – это когда каждый зритель, независимо от возраста и прочих данных, находит в нем что-то свое.
«Для меня это фильм о тоталитаризме», - сказал Федор Бондарчук в одном из своих интервью. Для меня, оказалось, тоже. Еще, наверное, о том, как при нем, тоталитаризме, выжить. «Как все» пойти в гвардейцы, смириться и стать безразличным ко всему мутантом, или делать маленькие революции, подобно выродкам. А если все-таки сражаться, то, в первую очередь, с чем – с «большим и сильным» государством или с собственной трусостью. И за что - за непредсказуемую всеобщую свободу или за то, чтобы, в конце концов, оказаться одним из Неизвестных Отцов.
И не потому ли до сих пор актуален сочиненный в 1968 году роман, что в цепочке «тоталитаризм - несвобода» у нас до сих пор не получается разобраться с причинно-следственными связями.
Впрочем, тем, кого подобные проблемы нисколько не тревожат, не стоит «заморачиваться» - они, вполне вероятно, увидят свой «Обитаемый Остров». Правда, пока только первую часть – вторая выйдет в апреле и, хочется верить, она будет ничуть не хуже
Федор Бондарчук признавался, что, несмотря на то, что является человеком весьма обеспеченным, коммерческий успех его фильмов ему важен. «Я беспокоюсь за кассу, с трепетом жду, как воспримут «Обитаемый Остров». Не покажется ли он кому-то слишком умным?» По поводу «слишком умным» не знаю – по-моему, ума там ровно столько сколько нужно: не больше, и не меньше. А что касается кассы, то по-моему, это тот случай, когда ни у режиссера, ни у его продюсеров – Александра Роднянского и Сергея Меркулова - для беспокойства нет особых причин.