Дмитрий Быков, писатель
Джеймс начинала с того, что писала продолжение чужих бестселлеров. А сейчас пишет продолжение своих. Говорить о том, что это литература, я бы остерёгся. Это скорее угождение самому низкому и самому малообразованному читательскому слою, который ждёт от книги банальностей, разбавленных лёгкой и, кстати, слабо написанной эротикой.
Книги, которые хоть в каком-то отношении новы и требуют от читателя некоторого мыслительного усилия, и у нас, и на Западе остаются достоянием довольно небольшой прослойки читателей. Сейчас во всём мире создатель серьёзной литературы не может прожить на писательские заработки. Только что вышел английский роман Говарда Джейкобсона «Время зверинца» - он о том, что издательства готовы брать тексты только у уже раскрученных людей, что книга должна быть написана на модные темы и как можно примитивнее. А то, что «50 оттенков серого» стали бестселлером... Твиттер ведь тоже многие читают, но это не повод считать его высоким искусством.
Есть такая точка зрения, что человек начнёт читать ерунду, а потом постепенно перейдёт на что-то более серьёзное. Но практика этого не подтверждает. Кстати, самым читаемым писателем России в 1913 г. была Анастасия Вербицкая - автор романа «Ключи счастья» и 5 его продолжений. Сейчас никто не помнит это имя. А ведь она гордо говорила в интервью: «Меня читают шибче Толстого». По тиражам Лев Толстой в то время занимал 15-16-е место, а первые - Евдокия Нагродская, Анастасия Вербицкая, Михаил Арцыбашев. И не сказать, что читатели, воспитанные на книгах этих авторов, тянулись к чему-то серьёзному, наоборот, при первой попытке прочитать серьёзную литературу они ломали себе зубы. В общем, не думаю, что сам по себе акт чтения абы чего делает человека умнее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции