Примерное время чтения: 4 минуты
408

Андрей Перла: Шерлок Холмс и Болотная площадь

Кадр из фильма Гая Ричи «Шерлок Холмс». Фото: Каро Премьер, РИА Новости

На самом деле, история трансформаций, которые раз за разом претерпевает «Шерлок Холмс» в европейской культуре, — это история попыток адаптации обществом человека (или литературного персонажа), который заведомо превосходит среднего члена общества, читателя, зрителя.

Конан-Дойль не считал своего героя ни социопатом, ни, тем более, аутистом. Совсем напротив, его Холмс был идеальным викторианским джентльменом, поставившим свои таланты на службу обществу. Странности, которые могли быть обнаружены в его поведении, легко принимались обществом, так как объяснялись не эксцентричностью как таковой, а необходимостью, причем необходимостью, понятой в соответствии с общественными установлениями.

Он общался с уличными мальчишками, так как они собирали ему сведения и так как джентльмен не может быть снобом. Он был холостяком — но никто не может запретить небогатому джентльмену быть холостяком, и нет ничго странного, если джентльмен снимает квартиру вместе с приятелем. Никаких оснований для подозрений, уж во всяком случае. Он был принят в обществе. Он позволял себе подтрунивать над общеспризнынным пониманием того, что значит быть культурным и образованным человеком — но именно потому, что и сам был достаточно образован, а в некоторых областях — гораздо образованнее большинства.

Викторианское общество спокойно воспринимало превосходство Холмса как автора дедуктивного метода. Оно не комплексовало по поводу того, что один из джентльменов наблюдательнее, спортивнее и умнее большинства других. Просто потому, что каждый джентльмен должен стремиться быть в чем-то лучшим, а вот завидовать лучшим отнюдь не должен.

Но викторианское общество еще было обществом аристократии. Любой джентльмен — лучший по отношию к большинству по определению.

А вот современное общество — не такое. Общество демократии согласилось воспринимать Холмса только как чудака, аутиста, возможно, еще и гея, как безумного ученого, как маргинала, который владеет кунг-фу... Иначе говоря, чтобы современному демократическому обществу принять Холмса, Холмсу невозможно быть человеком как все, но в чем-то лучшим. Необходимо компенсировать его превосходство его же отставанием. Он лучше — следовательно, не как все, но «не как все» сегодня означает «хуже, чем все»! И ничего другого.

Холмс XIX века был «просто» гением и героем. А в остальном как все. Холмс XXI века предстает маргиналом и инвалидом. Поэтому ему, так и быть, можно быть немножко умнее — это он так компенсирует свою социопатию, бедняжка.

Не он один, кстати. Любой герой нынче — десоциализирован. Героизм — это компенсация, прыжок, который ему нужно совершить, чтобы подняться (именно так!) до «людей как все», до тех, кто о нем читает и на него смотрит. Как в «Аватаре»: конечно, этот парень умеет летать на драконах, но только потому, что он безногий.

Это не только к вымышленным героям относится. Что делают папарацци? Они показывают, что «звезды» не лучше, чем простые люди, у них тоже целлюлит. Пушкин, восклицавший: «Он мал и мерзок, но не так, как вы», — не может быть услышан в обществе, которое нуждается в папарацци.

Иначе простому человеку очень обидно. Обидно ему, что существуют люди выше, чем он.

И это самая большая опасность, заложенная в обществе равенства, которым является современная демократия.

Блог автора >>>

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (10)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах