Выбирая, куда отвезти свою 9-летнюю дочь в канун Нового года, я остановился на новом шоу от братьев Запашных. Признаюсь, не без некоторых колебаний. Всё-таки привычный стандарт новогоднего представления предполагает наличие Деда Мороза, Снегурочки, ёлочки, зайчиков-бельчат и некоей сказочной, но довольно безобидной нечисти.
Ничего из вышеперечисленного от Аскольда и Эдгарда Запашных ждать не приходилось. Их представления не имеют строгой сезонной привязки, но от этого они, пожалуй, только выигрывают. У братьев Запашных свой особый путь и почерк, который ни с кем другим не спутаешь.
Некуда бежать
Несмотря на слякотную погоду и будний день, люди шли на Малую спортивную арену «Лужников», сменившую на время страсти хоккейных баталий на цирковое шоу, непрерывным потоком. Зал был практически полон, разве что самые дорогие места были не до конца заполнены. Вокруг арены рыскали спекулянты, доверительно предлагавшие билеты тем, кто решился отправиться на шоу в самый последний момент. Так, при номинальной цене билета в 1500 рублей перекупщики предлагали купить их за 3000–4000 рублей. И, cудя по заполненности трибун, своих клиентов эти продавцы всё-таки находили.
Шоу начинается стремительно, захватывает внимание и уже не отпускает его ни на секунду на протяжении всех более чем двух часов. Разве что в антракте можно немного отдышаться и отвести ребёнка на аквагрим либо за фирменными сувенирами, которые продаются здесь же по весьма умеренным ценам.
На пространстве арены созданы два манежа, на которых действие происходит то одновременно, то попеременно. Кроме того, действие происходит и в воздухе, и даже в зрительном зале. Однако структура представления настолько чётко выдержана, что ощущения хаоса не возникает.
Если же говорить о сюжете, то любителей традиционного новогоднего шоу он вряд ли порадует. Молодая девушка, потрясённая изменой парня, встречает некоего психолога, который обещает ей избавление от проблем путём перемещения в иную реальность. Но за это девушка должна «кое-что отдать». Героиня подписывает «контракт» и оказывается в кукольном мире, где, на первый взгляд, царит идиллия. Железные, деревянные, фарфоровые куклы приветствуют новую жительницу этого странного города, которая и сама превратилась в куклу.
И ей кажется в первый момент, что она, наконец, убежала от проблем, но очень скоро становится ясно, что кукольный мир – это ловушка, выход из которой найти невероятно сложно…
Параллельная реальность
Пересказать всю историю непросто, да и не нужно – это надо видеть своими глазами. Понятно, что для самых маленьких сюжет слишком сложен. Тем не менее зал многократно взрывался овацией.
А взрослым порой становилось не по себе от отчаянной смелости создателей «К.У.К.Л.Ы». Например, когда собравшихся на главной площади города кукол собирается разгонять жандармерия, а представитель власти вещает в мегафон о незаконности действий собравшихся. При этом жандармы, являющиеся стражей повелителя кукол, на рукавах носят весьма характерные повязки, да и вся форма их выдержана в до боли знакомом стиле спецслужб нацистской Германии.
Или выступление повелителя, который с высокой трибуны рассказывает о своей тяжёлой работе на благо общества («Как раб на галерах», – прошептал в этот момент один из зрителей у меня за спиной), а затем начинает подписывать указы, карающие смутьянов.
Упоминание же в самой концовке о трудной судьбе маленького сироты, которому никто не хочет помогать, вряд ли изначально было привязано к текущим общественно-политическим страстям, но прозвучало настолько злободневно, что кто-то из взрослых уже в полный голос сказал:
– Этот спектакль надо было назвать «Последнее шоу Запашных»!
Впрочем, оставим политику в покое. Возможно, параллели, которые некоторые из зрителей успели провести, – всего лишь особенности восприятия, и авторы вовсе не вкладывали в «К.У.К.Л.У» столь глубокий подтекст.
На зависть «Цирку дю Солей»
Если же говорить о собственно цирковой стороне представления, то я неоднократно ловил себя на мысли, что пресловутому «Цирку дю Солей» есть ещё, куда расти.
От того, что предлагали артисты «Цирка братьев Запашных», реально захватывало дух. Чего стоят одни огромные крутящиеся конструкции, где люди движутся то снаружи, то внутри. По мере нарастания скорости, артисты переходят на бег, временами оказываясь в состоянии полёта. Одна ошибка – и о последствиях страшно подумать. Однако ошибок мастера такого класса себе не позволяют.
Перечислить всё, что заслуживает внимания в «К.У.К.Л.Е», нереально. Пиротехнические эффекты выстроены так, что в нужный момент зал вздрагивает в едином порыве. А когда в сцене погони жандарм на мотоцикле промчался ровно в трёх метрах от меня прямо по проходу зрительного зала, я окончательно убедился в том, что есть ещё вещи, которые настолько реалистичными не сделает никакое 3D.
Саундтрек, в создании которого поучаствовала группа «Дискотека Авария», великолепен. А самым ярким музыкальным номером «К.У.К.Л.Ы» стала ария повелителя кукол, который во время её исполнения летал над ареной на изрыгающей огонь платформе.
«А тигры были?» – задаст вопрос читатель, ориентирующийся в первую очередь на основное амплуа Аскольда и Эдгарда Запашных. Ну, разумеется, без тигров шоу обойтись не могло, хотя, конечно, главными героями представления усатые-полосатые не были.
Однако свои 15 минут они отработали на совесть, прыгая через горящее кольцо и интеллигентно вынимая кусок мяса прямо изо рта дрессировщика. Кстати, Аскольд и Эдгард работали со своими питомцами в образах деревянной и железной кукол. Как говорят профессионалы, хищникам крайне трудно привыкнуть к дрессировщикам в таких «доспехах», поэтому подобные номера – высший пилотаж в профессии.
Подводя итог, могу сказать – если вы любитель традиционной новогодней ёлки, то вам, конечно, «К.У.К.Л.А.» под Новый год вряд ли придётся по вкусу. Но если вы хотите увидеть шоу самого высокого мирового уровня – братья Запашные и их команда вас точно не разочаруют.