Картину «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» снял Апичатпонг Вирасетакул - режиссёр, которого считают открытием номер один мирового кинематографа «нулевых» годов
Монахи и обезьяны
Ещё в 2004-м Вирасетакул был награждён в Канне за мистическую лесную сказку «Тропическая лихорадка». Новая работа режиссёра - тоже своего рода сказка тайских тропиков. Её герой умирает от болезни почек и пытается прийти к согласию с тайнами мироздания. Ему помогают это сделать явившаяся с того света жена и сын, обретший облик чёрной обезьяны с горящими глазами-фонариками. Если попытаться сформулировать, о чём этот фильм, - то, скорее всего, о движении времени. О том, как прошлое превращается в настоящее, но при этом не уходит: оно просто прячется, обретает невидимую форму, а режиссёр делает его зримым.
Другая картина - победительница фестиваля (французская миссионерская драма «Про богов и людей» режиссёра Ксавье Бовуа, получившая Гран-при жюри) - частичная реконструкция подлинной истории, случившейся в 1996 г. в Алжире. Тогда семь монахов цистерианского монастыря были похищены исламистской группировкой и впоследствии убиты. До сих пор судебное дело по факту их гибели не закрыто. Ксавье Бовуа собирает семь опытных актёров (на первом плане - Ламберт Уилсон и Михаэль Лонсдейл), чтобы разыграть тихую драму духовного подвига, лишённого рационального смысла и поэтому более впечатляющего. Монахи отказываются от протекции военных и решают не покидать монастырь перед лицом опасности.
За лучший сценарий награждён кореец Ли Чан Дон: его картина «Поэзия» - история немолодой женщины, которой одновременно грозят болезнь Альцгеймера и суд над внуком-отморозком, участником группового насилия, которое привело его одноклассницу к самоубийству. Ли Чан Дон показывает трагедию мира, из которого ушла поэзия, а вместе с ней совесть и сострадание. Тех немногих, у кого они остались, ждёт жертвенная участь, достойная цистерианских монахов.
Великолепно играющая в этом фильме Юн Юнг Хи была лучшей актрисой фестиваля, но актёрский приз присудили не ей, а француженке Жюльетт Бинош за роль в фильме Аббаса Киаростами «Заверенная копия». И награда за лучшую режиссуру не совсем заслуженно досталась французам - Матье Амальрику за лирическую комедию-драму «Турне» о театральном продюсере и группе пухленьких стриптизёрш. Зато мало кто мог оспорить награду за мужскую роль Хавьеру Бардему (фильм «Красата» - с намеренной опиской в слове), хотя этот приз и разделили с гораздо более бледным итальянским артистом Элио Джермано (фильм «Наша жизнь»).
Слёзы не помогли
Для российских участников фестиваля вопрос: получит ли хоть какую-то из наград (обычно подразумевалась самая заветная - «Золотая пальмовая ветвь») фильм Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2», казался едва ли не судьбоносным. Как известно, на родине у него много противников, но есть и влиятельные сторонники. Хотя официальная премьера «УС-2», назначенная под занавес фестиваля, прошла успешно, а Никита Михалков даже прослезился от оваций и тёплого приёма, этого оказалось недостаточно для победы. Жюри - как и каннское общественное мнение в целом - отнеслось к картине негативно, обнаружив в ней слишком замороченную и плохо скроенную сюжетную структуру, отсутствие живых характеров, которое невозможно компенсировать дорогостоящей производственной машинерией.
Другой русскоязычный фильм конкурса - «Счастье моё» Сергея Лозницы - тоже остался без призов, но по другой причине. Это ещё одна кинематографическая сказка, только действие происходит не в тайских тропиках, а на Русской равнине. Здесь оживают призраки жертв Второй мировой войны, возят гробы погибших на Кавказе, чинит произвол осатаневшая милиция, а по городам и весям привольно разгуливают зомби. Концентрация почти сказочных ужасов не отменяет эффекта тем более пугающей узнаваемости наших реалий в игровом фильме-дебюте известного документалиста. То, что дебютанта (Лозница - режиссёр-документалист) взяли в каннский конкурс, - серьёзный аванс, но рассчитывать на приз этой спорной, радикальной и не во всём совершенной картине явно не приходилось.
Решения жюри во главе с Тимом Бёртоном также оказались во многом спорными. Однако они всё же не были политизированными и выглядели независимыми. А сам 63-й Каннский войдёт в историю тем, что на кинокарте мира появится ещё одна горячая кинотерритория - Таиланд.