Основатель русского рокопопса, автор песенки «Утекай», вошедшей в заветный список «Rolling Stone» под названием «40 песен, изменивших мир», человек, открывший стране Земфиру, наконец, харизматичный фронтмен группы «Мумий Тролль»… Илья Лагутенко вместе со своей командой выступил-таки в Москве. Первый серьезный концерт после американского тура по 40 (!) городам и весям США, Мексики и Канады, состоялся вчера в легендарной Горбушке, ныне именуемой «ГлавClub». Корреспондент АиФ затесался в толпу визжащих девочек-фанаток голубоглазого «инопланетянина», чтобы констатировать факт – Илья меняется, но популярность его неизменна.
Грандиозные гастроли по-американски, по всей видимости, не забрали у господина Лагутенко всех сил, - в это же время он умудрился представить публике литературный дебют – «Книгу странствий: Мой восток», а также «насобирать» музыкальных редкостей на новый альбом.
Российские критики уже давно не берутся оценивать творчество Лагутенко, - он для них кумир, да и только. Зато их американские собраться не поленились «разобраться», написав, что коллектив Ильи - «cбивающий с ног водочный коктейль из Bauhaus и Pearl Jam, Duran Duran, приправленный AC/DC и спрыснутый пинкфлойдовской «Стеной». «На десерт» они припасли сравнение Лагутенко с Микки Джагером.
Концерт на Горбушке доказал, что «Тролли» еще, действительно, ого-го. Правда, альбом «Редкие земли» - это отнюдь не сборник новоиспеченных хитов, но сборник собранных по одной готовых песен Ильи, не вошедших ни в один альбом за предыдущие 10 лет. Илья заверил, что никаких секретных посланий на новом диске не оставлял. Разве что на обложке альбома? - в ее оформлении он использовал картину художника Жень Жи Тхеня. Как выяснилось, на ней можно прочитать слова всех песен с «Редких земель», но на китайском языке. «Я в этом деле старорежимный меломан - мне интересно, чтобы на выходящем диске было нечто большее, чем просто песни».
Название диска Илья «украл» у своего любимого писателя Василия Аксенова, и ему же посвятил релиз. Журналистам он объяснил такой «поворот событий» следующим образом: «Мы вместе с Аксеновым играли в символы на одной территории. Нам так и не довелось встретиться лично, но мы встречались посредством плодов нашей фантазии. Его произведения всегда были частью моей жизни. Например, «Точно Ртуть Алоэ» - название одного из наших альбомов — это, по моей версии, была та самая аксеновская «Красная Ртуть» - мифический, самый дорогой редкоземельный металл, символ 90-х».
Горбушку в качестве места действия Илья также выбрал неслучайно – в этот вечер, по его словам, «замкнулся 12-летний цикл», ведь один из первых «поворотных» в его карьере концертов состоялся именно там.
Судя по услышанному в Горбушке в этот вечер, это был прежний «Мумий Тролль» с характерными поп-интонациями и рок-оборотами. Танцевальный «замес» также остался очевидным. Только звук был иной, еще более «взрослый». Впрочем, это неудивительно – после гастролей по всему миру, где ему явно было с чем сравнивать. Ну а мощный саунд в сочетании прежней безумной энергетикой Лагутенко привели толпу в состояние, далекое от нормального. Половина зала была одета в забавные тельняшки и морские воротнички с названием группы, отчего единодушие фанатов было еще очевиднее.
Итак, любители «Троллей» получили, что хотели. Еще 14 песен-интриг от Лагутенко, половина из которых имеют все основания стать хитами. Включая те, что представляют собой инструментальные «шедевры»: композиция «Война Человечков» из нового мультфильма «Незнайка и Баррабасс» и «На перекрестках судьбы» из фильма «Дневной Дозор: Мел судьбы».
Надо сказать, что некоторые из «новых» треков все-таки можно отыскать на необъятных просторах «творческого наследия» Лагутенко: к примеру, «Другие места» присутствуют на «Моей Певице» (2000), «Масло» - на «Карнавала. Нет» (1999); «Девочкодруг» - это «Без обмана» (2000), «Иди, я буду», «Нет нет нет» и «Лучи» - «Иди, я буду» (2004), ну а «С новым годом, Крошка!» и вовсе в свое время стала главной темой одноименного сингла. «Шамора» - песня, ни разу неизданная – представляет собой посвящение морской бухте во Владивостоке. Родному городу Илья посвятил также «Вечер» и «Смог».
«Фишкой» альбома и концерта стал остросатирический дуэт Лагутенко и скандальной питерской рэп-команды «Трэш-Шапито Ка4» – «Скажи наркотикам – нет!». Своих коллег Лагутенко представил как «обладателей премии Виктора Дробыша» - т. к. эпатажная песня про главного поп-композитора страны– их рук дело.
Объясняя журналистам сверхидею нового альбома, Илья заметил – «для меня «Редкие Земли» даже не географическое, а больше связанное с людьми понятие».
Во время концерта он, кстати, назвал собравшуюся многотысячную армию фанатов «самыми лучшими людьми на планете» и поздравил их с Первомаем:
- Не только делать музыку в течение 10 с лишним лет – это труд, труд также – слушать ее. Так что с праздником вас, трудящиеся!
Оголтелые фанатки завизжали от восторга, тонкие девичьи руки потянулись к кумиру. Илья прикоснулся к ним, от чего идолопоклонническая истерика продолжилась с новой силой.
Что касается внешности поп-рокера, то 42 года ему «приписать» невозможно. В белоснежном костюме, тельняшке и блестящем шарфике, подтянутый и улыбающийся нездешней улыбкой, это был идеальный представитель избранной расы харизматичных фронтменов. «Подвела» только прическа – точная копия шевелюры Гарика Сукачева.
В течение двух часов группа играла, в основном, новые песни, но хиты также были. На радость фанатам прозвучали (точнее пропеты хором) «Контрабанды»,«Уходим», «Медведица» и «Поспи, рок-н-ролл». Сюрпризы «Тролли» припасли на финал - запустили в толпу куклу-мумию, которая «прокатилась» по рукам зрителей. Произведенный эффект можно было сравнить только с разорвавшейся бомбой.
Легкий эпатаж продолжился, когда на зал стали опускаться огромные синие шары. Новый вид «Икры»? – предположили фанаты. Многие ожидали выхода Ильи «на бис», однако в этом он «лучшим людям на планете» отказал. В зале включили свет и народ, напевая «Контрабанды», стал расходиться. Слова, на самом деле, актуальнее не бывает:
Нам бы на Москву, пусть десять раз она неладна.
Закинуть б надо контрабандой пару контейнеров тепла сердец,
50 грамм нежности на сдачу, моей улыбки вам в придачу,
и ярких красок расписать такую серую и нудную зиму…»