Кто такой Бобби Макферрин? Все мы помним его хит конца 80-х Don’t Worry, Be Happy. Песня эта принесла Бобби всемирную славу, но и послужила не самую добрую службу. Из-за нее у массового слушателя сложился неверный стереотип о Макферрине как представителе «попсы», «певца одного хита».
- Многие думают, что это я нарочно решил написать поп-хит, чтобы заработать денег или еще зачем-нибудь. Но, Боже упаси, у меня и в мыслях такого не было. Я не знаю, как пишутся эти самые хиты, и никогда не пытался сесть и из себя что-нибудь такое вымучить. Как я отношусь к той популярности, что она мне принесла? Раньше очень раздражало. Сейчас поменьше, но все равно немного бесит. Люди думают, что эта короткая безделушка все им про меня объяснит. Это: а) неверно; б) очень меня ограничивает. Если сравнить мою музыкальную жизнь с бриллиантом, эта песенка — лишь крохотная, малозаметная грань в нем, - говорил в одном из интервью Макферрин.
Слова Бобби про грань - в самую точку. Макферрин – удивительный музыкант, джазовый вокалист и дирижер, обладатель десяти премий «Грэмми». Кроме того, Макферрин – настоящий новатор в мире джаза. Бобби МакФеррин соединяет в своем творчестве джаз, фолк и множество других музыкальных течений, добавляя свои собственные импровизации. Диапазон в четыре октавы, широкий набор вокальных приемов, великолепный слух дирижера и дар имитатора позволяют МакФеррину творить невообразимые вещи. Его альбом The Voice, выпущенная в 1984 году, стала первым джазовым альбомом, записанным без единого музыкального инструмента — в стиле а капелла.
В стиле а капелла исполнена и «Боббл» – опера, в основе которой лежит история Вавилонской башни. Ее необычность в том, что каждое представление – уникально. Ведь у «Боббл» нет заранее расписанного сценария, вокалисты даже не имеют заученного текста. Каждый раз состав участников оперы меняется и поэтому меняется ее звучание. Каждый вокалист говорит своем музыкальном «языке» - от оперной оратории до турецкой народной музыки и тувинского горлового пения, от афро-кубинских традиционных песен до джаза и битбоксинга.
Каждое представление импровизация, в которой принимают участие и зрители. Вокалисты прямо на сцене то поют хором, то распадаются на дуэты и трио. «Боббл» – первое театральное действо, воплощающее мысль о музыке, как универсальном языке человеческого общения, который понятен каждому.
- Это будет полностью, как свойственно Бобби, импровизационное шоу, - прокомментировала
организатор концерта, президент Фонда «Музыкальный Олимп» Ирина Никитина.
Для московских выступлений Макферрин отобрал восемь русскоязычных исполнителей.
Представлениям «Боббл» предшествует 3-хдневная мастерская-репетиция, в этот период каждый вокалист будет работать вместе с МакФерриным.
Вокалисты оперы «Боббл»
1. Адам Мата (США)
2. Андрей Монгуш (Республика Тыва)
3. Андрес Шерер (Германия)
4. Бори Магийяр (Венгрия)
5. Бренна Маккриммон (Канада/Турция)
6. Булат Гафаров (Россия)
7. Владимир Крыжановский (Россия)
8. Гая Арутюнян (Венгрия) (группа «Дети Пикассо»)
9. Джоуи Блэйк (США)
10. Кристиан Карам (Ливан/США)
11. Марина Собянина (Россия) (группа Jazzator)
12. Марта Руиз Вильямиль (Россия/Куба)
13. Нино Катамадзе (Грузия)
14. Пелагея (Россия)
15. Тина Кузнецова (Россия) (этно-джазовый проект ZventaSventana)
16. Сергей Старостин (Россия)
17. Эдсон Кордьеро (Бразилия/Германия)
Бобби МакФеррин и «Боббл»
Опера интересовала Бобби с детства. Его родители были профессиональными певцами, отец озвучивал Порги в исполнении Сидни Пуатье в экранизации мюзикла «Порги и Бесс». Именно отец Бобби был первым афро-американским соло-баритоном на сцене Metropolitan Opera. Но лишь в начале 21 века Макферрин стал думать о написании своей первой оперы. Однако встречи со многими талантливыми авторами, которые предлагали ему замечательные тексты и сложные сюжетные сплетения либретто, привели его к размышлениям об ограниченности словесного общения и невозможности идеальной коммуникации. Он почувствовал, что вступает на территорию библейской истории о строительстве Вавилонской башни… В итоге первое представление «Боббл» состоялась на сцене Карнеги Холла в мае 2008 г. под эгидой The Weill Music Institute’s Professional Training Workshop.