Картина снята по повести Михаила Кураева. В основе - реальная история из 1953 года: северный городок Кандалакша, окружённый лагерями, смерть Сталина и - нелепая гибель местного дурачка, доброго и безобидного. «Серебряный Георгий» за лучшую женскую роль достался Елене Костюк, девочке из Одессы. Она, непрофессионал, блестяще сыграла у Киры Муратовой в «Мелодии для шарманки» (приз Фипресси), пронзительной истории о детях - безотцовщине. Владимир Ильин, выдающийся русский артист, давно не получал такой роли, как доктор Рагин в «Палате № 6» Карена Шахназарова, и был отмечен как лучший исполнитель мужской роли. А лучший режиссёр - единственная представительница дальнего зарубежья среди российских призёров дебютантка Мариана Ченильо из Мексики. Она сняла очень человечное кино «5 дней без Норы»: у Хосе покончила с собой бывшая жена, и это горе переворачивает его жизнь и сознание. Спецприз жюри получило «Чудо» Александра Прошкина - опять же, как и «Петя…», - реальная история из 1956 г., когда в Самаре (тогда г. Куйбышев) столпом застыла девушка, решившая потанцевать с иконой Николая Угодника, и простояла от Рождества до Пасхи. И наконец, главная награда в конкурсе «Перспективы» - «Зона конфликта» Вано Бурдули (Грузия).
Как и на российском «Кинотавре», картина современной жизни, нарисованная режиссёрами из разных стран мира, получилась депрессивная.
- Не только этот, 31-й Московский международный кинофестиваль, но и все последние международные кинофестивали демонстрируют одно - то, что среди людей кино действительно преобладают пессимистические, депрессивные настроения, - комментирует Кирилл Разлогов, программный директор 31-го ММКФ.
- Иногда они намеренно утрированные, как в «Антихристе» Ларса фон Триера, иногда это делается в расчёте на отклик зрителей, чьи настроения кажутся режиссёрам созвучными их собственным. Имеют ли спрос подобные депрессивные настроения? Думаю, среди некоторых критиков - безусловно. Что касается зрителей… Вряд ли «тяжёлое» кино пойдут смотреть. Рядовые зрители нуждаются куда больше в «лёгких» фильмах, которые с успехом и во множестве поставляют Голливуд и Болливуд. Там режиссёры гораздо больше заботятся о душевном здоровье зрителей, а не только о самовыражении.
- В течение всей фестивальной недели шли дискуссии: удалось ли ММКФ найти своё лицо?
- На мой взгляд, с этим пока трудно. Фестиваль бросает из крайности в крайность, лихорадит, в том числе и по вине нашего законодательства. В условиях обострения конкуренции между фестивалями искать лицо - задача сложная. Вот Берлинский фестиваль потерял лицо и никак не найдёт, рискуя вообще выйти из тройки лидеров и переместиться в пятёрку следующих за ней фестивалей, где, кстати, находится и Московский кинофестиваль.