Реформа ОСАГО подходит к новому этапу - повышению тарифов и выплат. планируется, что полис подорожает максимум на 30%. Но недовольны и страховщики, и автовладельцы.
«Да всё равно страховку не выплачивают, - говорит Михаил Уханов, владелец небольшого автобусного парка в Подмосковье. - Недавно по суду нам перечислили задержанную половину выплат за сгоревший автобус. До суда либо ничего не платят, либо половину. А увеличат выплату - страховщики будут добровольно платить ещё меньшую её часть».
Выплата половины возмещения - лишь одна из популярных уловок страховых компаний. Другая хитрость - пакетная продажа полисов, когда клиенту навязывают покупку «автогражданки» вместе со страхованием жизни. Если же он отказывается, у страховщиков «пропадают» бланки. Хотя с августа за такое агентов штрафуют на 50 тыс. руб. (см. инфографику), в Коллегии правовой защиты автовладельцев по сей день фиксируют тысячи жалоб на подобные случаи.
«Делаем видеозапись и заявляем в полицию, - говорит Виктор Травин, президент коллегии. - Жалуются на убытки? А почему тогда с рынка не уходят?»
Но страховщики уходят. За прошлый год отозваны лицензии на ОСАГО у 5 компаний. Всего же с 2008 г. - именно тогда, по мнению участников рынка, «автогражданка» стала нерентабельной - от ОСАГО отказались 60 фирм из 161. «Если рост выплат не компенсируется адекватным повышением тарифа, рынок покинет большое число компаний», - говорит Михаил Порватов, начальник управления Российского союза автостраховщиков (РСА).
По данным РСА, в 2013 г. выплаты выросли на 25,7%, а премии (сборы страховщиков) - всего на 11,4%. Автовладельцам выплачено 57,8% от всех собранных по ОСАГО денег. Но в Европе этот показатель около 90%! Наши же хотят лёгких и больших доходов, как в пирамиде. «Там страховщики зарабатывают на инвестициях в различные финансовые инструменты, - поясняет Дмитрий Журавлёв, директор Института региональных проблем. - А отечественная страховая система живёт за счёт взносов клиентов». «Наши страховщики тоже занимаются инвестициями, но они на нашем рынке сегодня прибыльны лишь на 3-5%, - говорит Владимир Новиков, доцент кафедры управления рисками и страхования ВШЭ. - Поэтому не обойтись без повышения тарифа на 70-80% и постепенного перехода от фиксированных цен к рыночным, но регулируемым». А Виктор Травин и вовсе считает, что «система ОСАГО станет дешёвой и менее сердитой, только если будет государственной».