Профсоюзы требуют от государства ввести контроль за ценами и снизить их, чтобы топливо стало доступным. Кроме того, дорогой бензин «разгоняет» инфляцию и снижает покупательную способность каждого из нас. Это вдвойне обидно - ведь в России и в Америке он стоит одинаково, хотя доходы американцев куда выше среднероссийских. Почему так происходит, и как изменится ситуация на топливном рынке к концу года?
Профсоюзы, организовавшие мероприятие, собирают подписи россиян под обращениями к президенту и правительству с требованием ввести в действие механизм регулирования цен на нефтепродукты. В частности, предлагается ввести государственный контроль за стоимостью бензина и снизить их до уровня, соответствующего доходам населения. Кроме того, в качестве одного из требований выдвигается возможность компенсации государственным автопредприятиям убытков, вызванных удорожанием топлива.
Действительно, эта проблема становится для России все более серьезной. Средняя цена литра бензина, по данным Росстата, составляла в конце августа 23,28 рублей за литр. Но в ряде городов, например, во Владивостоке, только за одну неделю августа она выросла на 0,5%. В начале июля стоимость бензина Аи-95 на АЗС этого города выросла до 28,29 рублей за литр. А литр бензина Аи-92 подорожал до 27,09 рублей за литр. Это напрямую влияет на рост инфляции. Кроме того, такие цены становятся не по карману простым россиянам, доходы которых намного ниже среднего уровня в развитых странах. Нынешние цены на российских заправках примерно сопоставимы с американскими. В настоящее время в среднем по США цена галлона (3,78 литра) бензина составляет порядка 4 долларов. Для сравнения, еще в мае галлон стоил около 3,85 долларов. Американцы, несмотря на сравнительно высокие средние доходы, резко критикуют власти за то, что те допустили такое подорожание. Неудивительно, что терпение россиян тоже стало подходить к концу.
Чтобы понять, почему топливо в США стоит столько же, сколько и в России, при том, что они его покупают а мы, наоборот, продаем, нужно знать, из чего складывается стоимость литра бензина. По словам аналитика топливного рынка Константина Батунина, до 60-70% в цене на единицу топлива в России составляют налоги. В США эта цифра не превышает 30%. Туда же добавляются производственные и транспортные издержки. Важная составляющая цены - прибыль производителя, которую он кладет себе в карман. Как сказал К. Батунин, ссылаясь на одного из представителей нефтяного бизнеса, «та маржа, что делается сейчас у пистолета - фантастическая, такого нет нигде в мире». По оценке эксперта, она превышает 5-10%, а, возможно, в ряде случаев доходит и до 20%.
Дело еще и в том, что в США принципиально по-другому построена система нефтепераработки, говорит аналитик ИК «Баррель» Анна Анненкова. Большинство НПЗ страны расположены на побережье, что делает транспортную составляющую для всех регионов страны одинаковой. А это означает реальную, а не фиктивную конкуренцию. В России же все иначе. Наша система транспортировки и переработки нефти строилась в те времена, когда страна была единой, и НПЗ просто ставились в определенных точках на всем протяжении трубопроводов. Получается, что и сейчас заводы могут получать нефть лишь из одной трубы. Покупка ее у других производителей с транспортировкой, например, по железной дороге нерентабельна. В итоге каждый НПЗ зависит от своего участка трубы «Транснефти» - вместо конкуренции налицо сплошная монополия. И, как следствие, высокие цены.
Что касается самой переработки нефти, то в США ее уровень - один из самых высоких в мире, говорят эксперты. Страна использует самые передовые технологии, что дает возможность производить качественный продукт со сравнительно невысокой себестоимостью. У нас технологии устаревшие, затратные, а ноу-хау приживаются крайне медленно. В результате глубина переработки нефти достигает там 90%, а в России - 72-74%. Это тоже влияет на стоимость конечного продукта.
Но вернемся к ценам. В последние две недели бензин в российских регионах начал несколько дешеветь, говорит К.Батунин. Это связано с тем, что нефть за короткое время резко упала в цене - со 140 до 100 долларов за баррель. В результате оптовые цены снизились, а розничных этот процесс пока не коснулся. Это не является нормой. В тех же США, по словам эксперта, розничные цены куда более гибкие. У нас же при любом резком росте цен спрос на моторное топливо не падает, а это означает, что продавцы не видят для себя резона снижать их. Гораздо выгоднее получать ту самую «фантастическую маржу».
Дальнейшая судьба цен на бензин зависит от трех составляющих. Первая - уровень мировых цен на нефть. Вторая - традиционное для ноября-декабря снижение спроса на моторное топливо, что тоже скажется на ценах. Третья - активизация политики Федеральной антимонопольной службы, которая до конца года намерена серьезно прижать нефтяников. Как заявила А.Анненкова, уже в этом месяце начались процессы по выявлению картельных сговоров среди участников рынка. Как раз сейчас в нарушении закона о защите конкуренции обвиняется одно из региональных подразделений «Газпромнефти». Таких дел может быть больше.
Все это в совокупности приведет к тому, что розничные цены опустятся вниз, уверен К.Батунин. По его оценкам, если стоимость нефти будет держаться на нынешнем уровне, то снижение будет плавным, примерно на 5-10% от нынешнего уровня до конца года. По оценке А.Анненковой, цены на высокооктановый бензин снизятся не более, чем на 5-8%. За последний год они выросли на 15-20%, что не так уж критично, хотя и выше инфляции. Другое дело - дизельное топливо и авиационный керосин. С лета прошлого года они подорожали на 80%, и это очень много. Если ФАС удастся доказать наличие картельного сговора, то к концу года эти виды топлива подешевеют на 15-20%. Кроме того, у государства сохраняется возможность «прижать» цены административными резервами. Однако, как показывает практика, искусственная заморозка ничего не решает - после ее отмены все возвращается на круги своя. Поэтому лучше сосредоточиться на рыночных мерах - борьбе с засильем монополий и развитии конкуренции. Государство со своей стороны может лишь снижать налоги за экспорт качественных нефтепродуктов или увеличивать штрафы за производство плохого и экологически вредного топлива.