Закон, по которому владельцы дорогих автомобилей будут платить транспортный налог по повышенным ставкам, был принят 23 июля 2013 года под номером 214. Коэффициенты будут варьироваться от 1,1 до 3 в зависимости от года выпуска автомобиля и его стоимости. Ценовым порогом стала сумма, превышающая 3 млн рублей. Соответствующие изменения в Налоговый кодекс вступили в действие 1 января 2014 года.
Чтобы транспортное средство облагалось повышенным налогом, автомобиль должен быть включён в специальный перечень. Этот список составляется Министерством промышленности и торговли России (Минпромторг) и должен появляться не позднее 1 марта каждого года на официальном сайте департамента.
Первый «Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей» Минпромторг уже составил и опубликовал. В него вошла 191 модель различных автомобилей.
Как и ожидалось, так называемый «налог на роскошь» касается в первую очередь спорт- и суперкаров таких марок как Bentley, Bugatti, Ferrari, Lamborghini и других. Достаточно большой массив составили седаны и внедорожники представительских марок Audi, BMW, Mercedes-Benz, Porsche. К этой же категории можно отнести автомобили от Infiniti, Range Rover, Lexus. В списке попадаются и такие модели, которые не вызывают стойких ассоциаций с роскошью, например Jeep Grand Cherokee SRT8, Land Rover Discovery 4 V8 5.0 HSE, Nissan Patrol 5.6 V8, Volkswagen Touareg V8. Действительно, стоимость этих внедорожников немного превышает порог в 3 млн, но комплектация и мощные двигатели приравнивают их к премиуму. Также в список включён Hyundai Equus, хотя его базовая стоимость составляет всего 2 990 000 рублей.
Возникает вопрос применения повышенной ставки налога для автомобилей, которые включены в перечень, но были проданы дешевле 3-х млн. Предложения, по которым скидки составляют несколько сотен тысяч рублей, достаточно распространены, особенно при смене модельного ряда и при больших запасах на складах прошлогодних автомобилей. Как их владельцам доказывать, что они не превысили рамки «роскоши», пока неизвестно. На сегодняшний день основанием для уплаты налога по повышенной ставке является включение автомобиля в перечень Минпромторга. Уже в 2015 году собственники дорогостоящих машин получат налоговые уведомления на уплату транспортного налога за 2014 год с учётом повышающего коэффициента.
Напомним, что помимо определения списка дорогих автомобилей, в законодательство были внесены изменения и по повышающим коэффициентам, которые будут зависеть от стоимости машины и её возраста:
1,1 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;
1,3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью 3 млн до 5 млн рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года да 2 лет;
1,5 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью 3 млн до 5 млн рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;
2 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн до 15 млн рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
Но даже состоятельные люди не любят тратить лишних денег, особенно налоги. Некоторые автомобилисты пользуются тем, что в разных регионах ставка транспортного налога меньше. Так, например, для автомобилей, мощность которых выше 250 л.с., в Москве применяется ставка 150 руб., в Калужской области – 120 руб., а в Чечне – 15 руб. Сейчас нет привязки к региону регистрации автомобиля, а только лишь к месту прописки владельца. Поэтому для того, чтобы сэкономить на транспортном налоге, владельцу какого-нибудь Aston Martin или Rolls-Royce, придётся его «продавать» представителю региона с низкой ставкой.