Ещё осенью Путин высказался о введении налога на роскошь и во время апрельской прямой линии подтвердил это намерение. Он должен был касаться недвижимости и автомобилей. И если с частным жильём возникло очень много вопросов, связанных с пониманием базы (то ли рыночная стоимость, то ли по БТИ), и решение было отложено на неопределённый срок, то с автомобилями показалось всё проще, и 1 апреля 2013 года в Госдуму был внесён законопроект, вносящий изменения в Налоговый кодекс. Изменения были рассмотрены депутатами и приняты почти единогласно на заседании 21 мая. И вообще, и сам законопроект, и его принятие/рассмотрение прошли достаточно легко и быстро.
И вот, вчитываясь в документ, задаёшься вопросом: а выполнена ли та задача, которая ставилась?
2 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов рублей до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов рублей до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет».
В каждом регионе своя сетка транспортного налога. Например, в Москве минимальная ставка при мощности двигателя до 100 л. с. всего 7 рублей с каждой «лошади», а максимальная – 150 рублей, если мощность мотора более 250 сил.
Например, возьмём новый автомобиль, официально продающийся в России (такие точно должны попасть в список) стоимостью более 5 миллионов. Самый слабый из таких имеет 339 л. с., самый мощный – 544 л. с. С первого сейчас нужно заплатить налог 50 850 рублей (около 1 % от стоимости автомобиля), со второго – 81 600 рублей (1,3 %). В соответствии с будущими нормами, эта цифра будет увеличена в два раза. То есть в бюджет поступят 101 700 рублей в первом случае и 163 200 во втором.
В России в 2012 году было продано 2,935 миллиона автомобилей. Люксовые среди них составляют менее 1 %, то есть около 30 000 машин. Если предположить, что модели дороже 5 миллионов составили хотя бы половину из них, то получится 15 000. Если такая тенденция сохранится (что вряд ли произойдёт, российский рынок продаж падает второй месяц подряд), то в следующем году в бюджеты субъектов поступит 1,95 миллиарда рублей (цифра очень приблизительная и оптимистичная).
Такой ещё момент – список автомобилей будет определяться правительством. По закону в него должны попадать не только новые машины, но и 5-, 10- и даже 20-летние. Как будут определять их цену? Логичнее всего отталкиваться от рыночной стоимости, но автомобиль, покинувший автосалон, сразу же теряет на рынке 30 % своей цены. И получится, что львиная доля владельцев будет избавлена от платежа по повышенной ставке уже на второй год обладания автомобилем.
Что же касается самих владельцев, то сумма в 1–2 % от стоимости автомобиля будет воспринята ими не как бремя, а скорее как раздражитель – ведь человек, доходы которого позволяют приобретать машину ценой более 5 миллионов, обычно может позволить себе выплатить государству 50–80 тысяч. А если говорить об очень дорогих авто, то они приобретаются в Европе и там же используются (наши дороги не подходят для суперкаров).
И почему-то складывается такое ощущение, что этот дополнительный налог был создан для отчёта, а не для реальной пользы, а его авторы, возможно, ориентировались на свой опыт владения дорогим автомобилем…
Какие категории льготников освободили от уплаты транспортного налога?
Чем обернётся для чиновников ограничение закупки иномарок для госнужд?
Правда ли, что водителей обязали уступать дорогу велосипедам и мопедам? (31.03.2014)
К роскоши и обратно. На какие автомобили изменился транспортный налог?
Деньги, укатанные в асфальт.Во сколько обходится обслуживание машины?