Британские автопроизводители, вне зависимости от того, кому реально принадлежит компания, всегда были одними из первых в своих классах: самый представительский (Rolls-Royce), самый проходимый (Land Rover Defender), а уж список самых быстрых может быть очень длинным (Aston Martin, Bentley, McLaren). Когда-то к таким самым-самым относился и Jaguar, но маркетинговая политика (создание доступных машин с легендарным именем, направленная на выживание) во времена принадлежности марки компании Ford несколько подпортили имидж. С 2008 года британская компания попала во владение индийского концерна Tata. Как ни странно, индусы вместе с финансами вдохнули в марку и новую жизнь. Полное обновление модельного ряда, применение новых технологий, высокий уровень материалов и отделки вернули старых поклонников и завоевали новых. Теперь пришло время расширения и совершенствования, и появление автомобилей Jaguar с полным приводом — один из шагов в этом направлении.
Современные менеджеры Jaguar называют XF AWD первым полноприводным автомобилем в семействе — и ошибаются. Видимо, нежелание вспоминать прошедшие десятилетия вычеркнуло из памяти Jaguar X-Type, который имел одну платформу с Ford Mondeo и систему полного привода. Этот вид трансмиссии должен обеспечивать лучший старт и надёжное поведение на скользкой дороге. Аналогично системы стабилизации следили за пробуксовкой и в случае необходимости перераспределяли момент, активируя «нужные» тормозные механизмы и двигатель. Но стоит отметить, что доля истины в такой забывчивости присутствует. Современный полный привод Jaguar — это стандартные решения, но в совершенном исполнении.
Полным приводом оснащаются только те автомобили, на которых установлены бензиновые атмосферные двигатели V6 340 л.с. Они имеют продольное расположение и работают в паре с 8-ступенчатой автоматической коробкой передач ZF, знакомой по Range Rover. Двигатель новый и очень удачный. Главное его достоинство — крутящий момент, который уже при 2000 оборотов достигает 400 Нм, а пик в 450Нм доступен в диапазоне 3500–5000 об/мин. Разгон он обеспечивает отменный вне зависимости от того, с какой скоростью движется автомобиль (правда, быстрее 120 я не разгонялась — погодные условия не позволяли). Нужно отметить, что те же силовые агрегаты установлены на представительский XJ, хотя он и тяжелее, и длиннее XF. Такой подход позволил компании сэкономить на унификации компонентов, а наш испытуемый получил силовые агрегаты «с запасом».
Работа полноприводной трансмиссии происходит следующим образом. Гидравлическая муфта с электронным управлением расположена сразу за коробкой передач. Если происходит малейший проворот валов, гидравлика усиливает нажим на исполнительные механизмы и диски смыкаются. Момент начинает частично передаваться на переднюю ось, которая в обычном режиме при старте получает около 10% тяги. Во время движения в нормальном режиме Jaguar остаётся привычным заднеприводным автомобилем. Если во время движения возникнет пробуксовка колёс, то раздаточная коробка по команде электроники отдаст ей до 30% момента. В «зимнем» режиме, который активируется включением кнопки на центральном тоннеле, межосевая муфта частично блокируется и распределение происходит сразу 30:70. В случае ухудшения дорожных условий распределение может доходить до 50:50.
Как и положено кошке, Jaguar делает вид, что водитель — хозяин положения. С выключенной системой стабилизации он срывается в занос не только при прохождении змейки на льду. Но как только Jaguar понимает, что пилот не справляется, подключает электронных помощников. Сначала даётся шанс исправить ситуацию полному приводу, а потом уже вступает в действие системы динамического контроля курсовой устойчивости. Правда, чтобы вывести Jaguar из терпения, нужно совершить что-то близкое к непоправимой ошибке. В качестве демонстрации своей лояльности XF даже позволил сделать «полицейский» разворот. Есть ещё и промежуточный вариант, когда бдительность электроники отключается не полностью: коротким нажатием кнопки отключается только TracDSC, отвечающий за пробуксовку. Управлять FX становится безопасней, но и скучнее — этот режим предпочтительнее для начинающих владельцев «хищника».
Для того, чтобы выдрессировать такую манеру поведения, британские инженеры потратили 18 месяцев на тесты, в ходе которых изучали повадки полноприводных Jaguar на испытательном полигоне в Швеции. И ещё некоторая информация для размышления. Над трансмиссией работала корпорация Magna, которая также занимается системой xDrive автомобилей BMW. В кулуарах поговаривали, что именно она была взята за образец для «кошачьего» полного привода. По результатам испытаний были внесены изменения в настройку подвески, рулевого управления, а также изменилось программное обеспечение системы Adaptive Dynamics. Она научилась обрабатывать до 500 показателей в секунду от различных датчиков автомобиля. Работа была проделана большая, а в результате получилась классическая заднеприводная модель с расширенными возможностями на покрытиях с низким сцеплением.
Наблюдая за тем, как коллеги проходят тестовую трассу, всё больше возникало желание оказаться внутри автомобиля и проверить его поведение на деле. Смена погодных условий оставила свой след в виде хаотичных ям и колеи с острыми краями. Со стороны было видно, как опускаются и поднимаются колёса в арках, выбирая ход подвески. Кузов при этом оставался практически непоколебим. Первый круг был проведён на заднем сиденье. Вывод — при агрессивном вождении XF удобен только для водителя. Центробежные силы вдавливают в кресло и швыряют из стороны в сторону. Незаметная снаружи работа жёсткой подвески оживляет салон и то и дело слышны удары в отбойник. Водителем Jaguar быть гораздо приятнее: во-первых, понимаешь процесс, во-вторых, передняя часть автомобиля кажется более стабильной. Особое удовольствие дарит рулевое управление Servotronic с изменяемым в зависимости от скорости движения коэффициентом усиления — если с ним найдено понимание, Jaguar становится совсем ручным.
И немного об эстетике. Jaguar XF, безусловно, красив и породист. В его кузове использованы лёгкие и высокопрочные сплавы. Попадая в салон, возникает ощущение, что зашёл в дворянский особняк после евроремонта. В нём, при сохранении классической архитектуры, внедрены все современные технологии, повышающие комфорт. Да, на стенах весят полотна известных художников, но золото на их рамах отступает перед содержанием.
Версия Jaguar XF AWD доступна в двух комплектациях: Premium Luxury от 2 880 000 рублей и Portfolio от 3 060 000 рублей. Сколько стоит полный привод, сказать сложно, поскольку у нас нет варианта с бензиновым V6 и 8АКПП. Роскоши, конечно, достаточно — кожа Softgrain, алюминий и дерево в отделке, электронасторойки всего, чего можно, обогрев сидений, аудиосистема Meridian мощностью 380 Вт, фоновое освещение салона и интеллектуальный свет фар, система Jaguar Smart Key с функцией бесключевого доступа в автомобиль и запуска двигателя кнопкой. Естественно, он напичкан различными системами безопасности: от контроля давления в шинах до контроля «слепых» зон. Комфорт заложен даже в систему безопасности: датчики в передних сиденьях просчитывают размер и массу водителя и пассажира, чтобы натяжением ремней смягчить контакт с раскрывшейся подушкой, активировав инновационную технологию «мягкой посадки».
Производитель надеется, что Jaguar с шильдиком «AWD» займёт 20% от общего числа продаж, но их конкуренты продают в два раза больше полноприводной техники. У Audi это трёхлитровая А6 мощностью 310 л.с. от 2 452 000 руб., у BMW — 535i xDrive мощностью 306 л.с. от 2 520 000 руб., у Mercedes-Benz — E 400 4Matic 333 л.с. от 2 760 000 руб. Правда, они немного шустрее Jaguar: разгон Audi — 5,5 c, BMW — 5,4 с, Mercedes — 5,3 с.
+ Плюсы
- отличное рулевое управление,
- сохранение заднеприводного характера.
– Минусы
- чувствительная электроника, ограничивающая любителей драйва,
- жёсткая подвеска.
Технические характеристики Jaguar XF AWD (данные производителя)
Габариты (длина / ширина / высота), мм: |
4961 / 1920 /1460 |
Колёсная база, мм |
2909 |
Снаряжённая масса, кг |
1880 |
Объём багажника, л |
500–540 |
Тип кузова |
седан |
Количество дверей / посадочных мест |
4 / 5 |
Двигатель, тип: |
V6 бензиновый с непосредственным впрыском топлива и приводным нагнетателем |
Рабочий объём, см³ |
2995 |
Максимальная мощность, л. с.@об./мин. |
340 @ 6500 |
Макс. крутящий момент, Нм@об./мин. |
450 @ 3500–5000 |
Трансмиссия |
8АКПП, гидромеханическая |
Тип привода |
подключаемый полный |
Передняя подвеска |
независимая, пружинная, двухрычажная |
Задняя подвеска |
независимая, пружинная, многорычажная |
Разгон до 100 км/ч, с |
6,4 |
Макс. скорость, км/ч |
250 |
Расход топлива средний, л/100 км |
9,8 |