Какие составляющие автомобилей воруют чаще всего?
Предпочтения преступников меняются вместе с эпохами. Если раньше выгодно было разбить стекло и выхватить магнитолу из штатного гнезда на центральной консоли, то теперь редко кто покупает электронику у сомнительных граждан. Поэтому воры пробуют иные пути для обогащения. Чаще всего из машин уже воруют аккумуляторы и каталитические нейтрализаторы, которые затем сдают в пункты приема цветных металлов.
Платина в трубе
Воровства каталитических нейтрализаторов и сажевых фильтров дизелей прокатилась по Европе. Как сообщает немецкий автомобильный клуб ADAC, только за первые девять месяцев 2020 в Германии число краж выросло в 1,5 раза.
Особенной популярностью пользуются старые Opel Astra и хэтчбеки Volkswagen Polo, поскольку каталитические нейтрализаторы в этих автомобилях расположены в доступных местах. Затем волна воровства достигла Восточной Европы и России.
Объясняется бум краж началом работы заводов по утилизации и переработки вторсырья, которые хорошо платят за старые детали выхлопной системы машин. В катализаторах содержатся драгоценные металлы, такие как платина, палладий, родий и др., которые напыляются на поверхностях ячеек керамического блока. Эти элементы извлекают и направляют на производство новых блоков.
Привлекающее преступников устройство находится под днищем машины и выполняет функцию нейтрализации вредных веществ в выхлопных газах посредством каталитического восстановления оксидов азота. Затем образовавшийся кислород используется для дожига угарного газа и недогоревших паров бензина. На выходе получается только углекислота.
Как защититься от воров?
Снимается каталитический нейтрализатор трудно, однако преступники для экономии времени просто вырезают банку «болгаркой» из трубы выпуска. Воруют чаще всего ночью с 3 до 5 утра, когда жители дворов спят. За раз могут снять 5-6 катализаторов с разных машин.
Преступники сначала держат награбленное в гараже, а затем привозят банки одной партией по договоренности с приемщиками вторсырья. Деньги за товар платят неплохие.
Например, цена палладия может превышать 2000 долларов за унцию, то есть за 28,3 грамма.
Полиция рекомендует для защиты от новых краж ставить на машины сигнализацию и наносить на нейтрализатор VIN-номер машины. Тогда после поимки банды воров будет ясно, за какие кражи их судить и кто из автомобилистов является пострадавшим.
Кражи аккумуляторов
Воры снимают с машин и другие детали, которые тоже можно сдать в переработку, чаще всего это аккумуляторы, цена на которые в пунктах приема варьируется от 300 до 1 тысяч рублей за штуку. Для приемщиков важен свинец, который охотно покупают четыре российских фирмы, заводы которых расположены в Санкт-Петербурге, Челябинске, Екатеринбурге, Волгограде и в Тюмени.
Приемщиков старых аккумуляторов можно просто встретить на городских улицах. На парковках стоят легковые автомобили, с плакатами о выкупе автомобильных батарей. Некоторые работают легально, имея на руках справку о принадлежности к официальной организации, получившей лицензию на сбор, транспортировку, хранение и переработку вредных и опасных отходов. Но большинство скупщиков, конечно же, нелегалы. Именно им и несут наворованное преступники.
Процедура воровства аккумуляторов выглядит проще, чем спиливание каталитического нейтрализатора. Воры вскрывают капоты автомобилей, снимают клеммы батареи и вынимают ее наружу.
Чтобы защититься от таких краж, водители начали вваривать петли, металлические короба и решетки, чтобы препятствовать демонтажу. На них вешают замки, которые препятствуют краже.