Какие системы безопасности в машине не работают в снег и в дождь?
Современные автомобили переполнены различными электронными системами и программными помощниками, которые иногда вмешиваются в процесс управления, подруливают, корректируют траекторию движения, предупреждают водителя об опасном сближении с другим транспортом, и отслеживают соблюдение требований разметки. Водители привыкают к подобным действиям электроники, однако при неблагоприятных погодных условиях эти системы нередко перестают работать, оставляя водителя наедине со своими навыками. Что же это за системы и к чему автомобилист должен быть готов при поездках в снег и в дождь?
Столкновение с препятствием
American Automobile Association (AAA) назвала системы безопасности, которые плохо переносят суровые климатические условия. На закрытом полигоне Автомобильного клуба Центра автомобильных исследований Южной Калифорнии (ARC) был проведен ряд тестов, при которых моделировались различные погодные условия. Машины, оснащенные продвинутыми электронными опциями, тестировались при дожде различной степени интенсивности, в туман и в сумерки. Вода распылялась на лобовое стекло и перед радаром. Также эффективность работы систем проверяли при загрязненных стеклах, с пятнами от насекомых и просто с сильными разводами грязи перед камерами. Такая же грязь наносилась на переднюю часть транспортных средств в области решетки радиатора, где обычно монтируется импульсный радар с дальномером.
Во время испытаний систем автоматического экстренного торможения (Automatic Emergency Braking Assistance AEBA) перед транспортными средствами устанавливалось надувное препятствие в виде машины с нанесенными на ней знаками и светоотражающими элементами. Выяснилось, что непогода является противопоказанием для AEBA. Если в солнечную погоду при хорошей видимости система срабатывала почти вовремя и лишь в 17% случаев испытываемые автомобили касались препятствия, то в дождь число ошибок электроники достигало 33%, причем характер столкновений был жестче. То есть в каждом третьем случае электроника переставала видеть препятствие и не предпринимала экстренного торможения до столкновения.
Перестает видеть разметку
При испытаниях систем удержания в полосе (Automatic Lane Keeping Assistance, ALKA) результаты оказались еще хуже. Электронные системы плохо различают разметку в дождь и в снег. Они отключались почти без предупреждения и на некоторых машинах не издавали предупредительных сигналов. При наличии осадков 69% тестовых поездок закончились тем, что автомобили пересекали линии разметки и уходили на соседнюю полосу движения.
«Эти системы безопасности полагаются на радары и камеры, чтобы различать дорожную разметку или фиксировать препятствие. На некоторых машинах в основании внутрисалонного зеркала есть лазерные дальномеры, определяющие расстояния. Естественно, они очень зависимы от погоды и от условий видимости, — рассказывает технический директор American Automobile Association (AAA) Грег Браннон. — Так как люди не всегда ездят в солнечную погоду, работа систем может оказаться недостаточно эффективной. Поэтому мы должны привлечь внимание производителей к проблеме, ведь идеальные погодные условия есть далеко не во всех регионах».
Метеозависимые приборы
Помимо названных систем, большой метеозависимостью отличаются такие программные помощники, как адаптивный круиз-контроль и система предупреждения об опасном сближении. Во время хорошей погоды они в автоматическом режиме поддерживают расстояние до впередиидущих транспортных средств и автоматически подтормаживают машину, когда поток замедляется. В снегопад радиоволны отражаются не только от препятствия, но и от хлопьев мокрого снега, а также от дождевых капель, из-за чего блок управления делает ошибки и не может составить правильную картину происходящего. Электроника отключается. Причем происходит это внезапно, когда водитель может понадеяться на адаптивный круиз-контроль, в результате чего возникают ДТП.
Метеозависимостью страдают и помощники движения, которые в народе именуются «автопилотами». Они часто не замечают препятствия, приняв их за туман, облако или за световое отражение.
В общем, в странах с суровым климатом к подобным устройствам необходимо относиться с осторожностью и не полагаться на них всерьез. Слишком часты еще ошибки электроники.
Источник:
https://newsroom.aaa.com/2021/10/rained-out-vehicle-safety-systems-struggle-to-see-in-bad-weather/
https://publicaffairsresources.aaa.biz/download/17223/