Сильная утомленность наступает у людей обычно через 5-7 часов, проведенных за рулем, или 500 километров непрерывного пробега. Усталость перерастает в дремоту, борьба с которой зачастую не приносит результатов, и в какой-то момент водитель проваливается на секунду-другую в сон. Этого достаточно, чтобы автомобиль устремился к краю дороги. Несколько мгновений — и очнувшийся драйвер вздрагивает от ужаса, когда видит перед собой водоотводную яму на обочине или приближающийся грузовик. Приходится резко отворачивать и возвращать машину на прежний путь. Может ли электроника помочь водителю в таких ситуациях, рассказывает эксперт Валерий Тараканов.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/ae/1500222/63328a8206144a3608b42d339d7a41e4.jpg)
Предложить кофе
С развитием электронных систем безопасности предпринимались многократные попытки сделать устройство, понимающее состояние водителя и предпринимающее активные действия для снижения риска ДТП из-за усталости человека. Сначала они дебютировали на премиальных брендах, таких, как Mercedes или Volvo, а затем перешли и в массовый сегмент.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/017/692/bd6a706442c012d596ba08e269f36111.jpg)
Другими словами, если реакции человека замедляются, то можно говорить о скором приближении дремоты.
Электронная система DAW+ реагирует на такие изменения. Раздается громкий сигнал, а на приборной панели загорается предложение отдохнуть и выпить чашечку кофе.
Со временем водители привыкли к подобным устройствам и уже редко обращали на них внимание. Многие продолжали ехать по 15-20 часов, пока не засыпали за рулем.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/cd/1500224/0054b9e9ad2335bd640a6405eb780be8.jpg)
Тряска во благо
На рынок сейчас выходят более совершенные девайсы LKA+LFA, способные не только недовольно пищать, но и вмешиваться в процесс управления, встряхивая водителя ото сна и заставляя его взбодриться. Причем доступны они не только на премиальных автомобилях, но и на сравнительно недорогих моделях.
Представим ситуацию: человек отпустил руль, и кроссовер Kia Seltos начал медленно сползать с полосы. В этот момент камера фиксирует приближение к разметке. Электроника немного выжидает, а затем — за секунду до пересечения линии — резко дергает баранку в сторону, заставляя автомобиль вздрогнуть. А вместе с ним встряхивается и заснувший водитель.
Если это не помогает, машина клонится к другому краю полосы и повторяет резкий маневр уклонения, встряхивая водителя. Обычно этого бывает достаточно, если, конечно, хозяин не потерял сознание из-за сердечного приступа.
Несколько встряхиваний — и в кровь человека вливается столько адреналина, что он уже не захочет спать.
Это не автопилот
Действие такой системы похоже на работу ассистента удержания в полосе Lane Keep Assist, который давно уже используется на машинах разных классов. Он тоже ведет автомобиль в рамках линий разметки и, как правило, работает в связке с адаптивным круиз-контролем. Однако Lane Keep Assist управляет автомобилем плавно и без рывков. Логика его использования совсем другая.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/ab/1500223/5822c57131e8e03655aaa5556ae6c2a1.jpg)
При поездке на автостраде водитель может преднамеренно отпустить руль, чтобы залезть в сумку, достать бутерброд или открыть бутылку воды. Человек сохраняет контроль над движением машины и лишь на время позволяет устройству перехватить руль. Электроника в течение 15-20 секунд будет корректировать траекторию самостоятельно, а затем подаст тревожные сигналы и заставит водителя вновь положить руки на руль. По истечении 15-20 секунд система отключается.
В отличие от Lane Keep Assist новое устройство LKA+LFA работает грубее, но не отключается через 15 секунд. Устройство не корректирует баранку постоянно и не создает у водителя ощущения постороннего вмешательства. Но оно вмешивается в процесс управления лишь тогда, когда машина уже готова выехать на соседнюю полосу или улететь на обочину из-за потери водителем внимательности.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/010/999/65f1ca14db7d6cef7793f78958b67446.jpg)