Сегодня список опций почти любого автомобиля включает в себя большое количество сокращений, которые означают всевозможные системы безопасности и помощи водителю. И не всегда даже расшифровка даёт понять, что эти функции представляют собой, как работают и есть ли в них вообще смысл. Рассмотрим основные системы.
ABS
Антиблокировочная система, или просто АБС, знакома даже технически неподкованным водителям. Почти не осталось современных машин без этого помощника. Слышите стрекот при торможении на скользкой дороге? Так срабатывает система. Принцип действия довольно простой. При экстренном торможении АБС предотвращает блокировку колёс. Таким образом, автомобиль по-прежнему сохраняет управляемость. Чтобы было понятнее — если машина без АБС начала скользить, никакими действиями вы этот процесс уже не остановите. А чтобы железным «снарядом» всё-таки управлять, необходимо грамотно и быстро применять прерывистое торможение. Собственно, электроника это и делает без участия человека. Но надо помнить, что на скользких покрытиях тормозной путь с АБС окажется немного больше. Особенно стоит учитывать тем, кто совсем недавно пересел с «голого» автомобиля. Главное — правильно пользоваться антиблокировочной системой. При экстренном торможении по педали надо ударить со всей силы, при необходимости хоть встать на неё, упершись спиной в кресло.
ESP (VSC, VDC и другие)
Ещё одна система, ставшая в последние годы базовой почти для любого автомобиля. ESP, электронная система стабилизации, как следует из названия, стабилизирует автомобиль и поддерживает его на заданной траектории. В США и ЕС эта функция является обязательной для всех машин.
Электроника выборочно тормозит колёса и тем самым держит под контролем курсовую устойчивость, не даёт машине уйти в снос или занос при ошибках водителя. Некоторые продвинутые системы умеют не только подтормаживать, но и менять угол поворота колёс, и контролировать крутящий момент двигателя. Зачастую ESP работает в паре с BrakeAssist — системой экстренного торможения, которая обеспечивает более эффективную работу тормозов.
Однако, в отличие от ABS, ESP всё-таки может нанести вред, особенно если система не самая современная. Во-первых, она мешает при спортивной езде, но обычных водителей эта проблема не беспокоит. А во-вторых, ESP может напакостить на бездорожье. В самый неподходящий момент, когда автомобилю очень нужна максимальная тяга, электроника может «задушить» мотор и «посадить» машину.
К слову, системы стабилизации не всегда обозначаются аббревиатурой ESP. У многих автопроизводителей электроника работает по-разному и носит собственные наименования, но смысл тот же. Подобные системы могут называться VSC, VDC, DSC и т.д. Большинство водителей говорят просто — «стабилизация».
EBD (EBV)
Не очень приятная русскому уху аббревиатура означает в переводе «электронное распределение тормозных усилий». Система отслеживает скорость вращения колёс и регулирует тормозное усилие для каждого из них по отдельности. EBD работает только вместе с ABS. Блокировка колёс на разных осях наступает в разное время, поэтому для сохранения курсовой устойчивости и нужна эта система.
HDC (DAC, DDS и другие)
Системой HDC, или «контроль спуска с горы», оснащены многие современные кроссоверы, не говоря уже о более серьёзных внедорожниках. По большому счёту, функция является придатком ESP, так как использует ту же конструкцию. Подтормаживая каждое колесо по отдельности, HDC (DAC или DDS в некоторых случаях) поддерживает постоянную минимальную скорость при спуске с горы. Включается принудительно и никакого вреда нанести не может — одна польза.
TCS, ASR, ETC и другие
На основе ABS создана ещё одна система — антипробуксовочная. Иногда применяется название «система контроля тяги». Но чаще всего говорят по-английски: «TractionControl». Аббревиатуры же производители используют самые разные: TCS, ASR, DTC, ETC и множество других. Какого-то единого обозначения, как в случае с ABS, нет. В любом случае, суть похожая.
Электроника, контролируя пробуксовку ведущих колёс, помогает сохранить сцепление с дорогой. Система анализирует с датчиков угловое ускорение, характер и скорость движения автомобиля. В зависимости от этих данных, TCS управляет либо тормозным давлением, либо крутящим моментом. Особенно полезна на влажном покрытии.