А пока депутаты предлагают строже наказывать злостных нарушителей ПДД, инспекторы ГИБДД не устают повторять: важно не оштрафовать, а предупредить нарушение. Помогают ли пропаганда и профилактика перевоспитать лихачей? Начали ли родители думать о безопасности своих детей? На эти и другие вопросы «АиФ» ответил генерал-лейтенант полиции Виктор Нилов, начальник ГУОБДД МВД России.
«Авось проскочу»
Екатерина Барова, «АиФ»: Виктор Иванович, статистика, увы, нерадостная: в ДТП, как и раньше, гибнет много людей. А каковы основные причины?
Виктор Нилов: Когда мы начали детально анализировать причины дорожных происшествий, поняли, что водитель, сидящий в автомобиле, сегодня в бóльшей степени защищён, чем другая категория участников дорожного движения - пешеходы. Учитывая, что, по статистике, 30% смертей в ДТП - пешеходы (по разным причинам: и по собственной вине, и по вине водителей), мы прекрасно понимаем, что эта незащищённая часть требует особого внимания. Очень актуальная проблема, которую нам пока не удаётся локализовать, - проблема пешеходов на пешеходных переходах. Причин несколько. Увеличивая количество пешеходных переходов и делая их более качественными, мы приучили людей быть более спокойными и уверенными на этих островках безопасности. А водители, учитывая, что их менталитет изменился, стали менее агрессивны по отношению к пешеходам - теперь больше надеются на принцип «авось проскочу». Так, разбирая очередную дорожную ситуацию, мы видим, что водитель, вместо того чтобы притормозить перед пешеходным переходом, пытается маневрировать, попасть на свободную полосу и попадает на переходе на пешехода. При проведении всероссийской социальной кампании «Притормози!» мы объясняли пешеходам, что нужно внимательнее относиться к движению в зоне пешеходных переходов, поскольку водитель притормозить мгновенно не сможет. Конечно, мы смотрим за тем, чтобы переходы оборудовались с использованием специальных средств, материалов, но сделать каждый пешеходный переход регулируемым, поставить на нём светофор, невозможно. Поэтому наша задача - обеспечить видимость всех пешеходных переходов и объяснить водителям, что такое скорость в условиях дорожного движения.
- То есть главный признак современного нарушителя - лихач?
- Если рассматривать общее количество правонарушений, можно отличить человека, игнорирующего правила и законы, от человека, допускающего ошибку. Самую агрессивную часть водителей составляют всего лишь 15-17%. А основная часть нарушителей действуют неосознанно или с точки зрения «а почему бы и нет - другим можно, а значит, и мне...» Если сегодня мы посмотрим условия дорожного движения в любом городе, особенно там, где оно очень плотное, окажется, что определённая часть водителей соблюдают рядность, они выдержанны, спокойны, а какая-то часть - агрессивны, вот с ними-то больше всего проблем. К сожалению, мешает и такая черта характера, как безалаберность. Кстати, к вопросу об этом: мы постоянно стараемся совершенствовать нормативную базу, чтобы участники дорожного движения чётко и однозначно понимали действия в той или иной ситуации. Вот буквально 29 ноября вступили в силу поправки в ПДД, которые установили, что, в случае если соседняя машина затормозила или остановилась перед пешеходным переходом, все водители также должны затормозить или остановиться. Ведь большинство ДТП происходит именно в таких ситуациях. Одна машина остановилась - пропускает переходящего дорогу. Он пошёл, а автомобиль в соседнем ряду мчится не притормаживая, и происходит трагедия.
Пьяный за рулём - преступник
- А любителей сесть за руль подшофе по-прежнему много?
- К сожалению, много. Ежегодно по вине пьяных водителей на дорогах России погибают более 2 тысяч человек. Страна несёт невосполнимые моральные и материальные потери. За 10 месяцев текущего года выявлено практически 460 тысяч водителей, управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения, и более 290 тысяч, отказавшихся от медосвидетельствования. Но дело не в данных статистики. Не секрет, что пьянство сегодня - одна из самых больших проблем. Но если нетрезвый человек вредит прежде всего себе, то пьяный водитель - преступник, который несёт угрозу всем окружающим: и автомобилистам, и пешеходам. Наша главная задача - сделать всё, чтобы он не оказался за рулём. Именно поэтому мы ведём широкую пропагандистскую и разъяснительную работу. В ней активно участвуют представители региональных органов власти и общественности. Задействованы всевозможные каналы коммуникации: ТВ, радио, Интернет, наружная реклама. Уже больше года как мы приняли на вооружение практику, зарекомендовавшую себя во многих стран мира, - проведение «сплошных» проверок водителей транспортных средств на состояние опьянения. В мероприятиях участвуют совместные экипажи ДПС и медиков, представители СМИ, а также активисты гражданских и правозащитных организаций. Однако, несмотря на все наши усилия, ситуация с пьянством за рулём продолжает оставаться напряжённой. Мы, конечно, постоянно совершенствуем методы воздействия на таких водителей, но и призываем всех участников дорожного движения оказывать нам в этом процессе посильную помощь. Надо проявлять активную гражданскую позицию: любой человек может остановить пьяного, не позволить ему сесть за руль или просто сообщить в полицию, если вы стали свидетелем такой ситуации.
Детская безопасность
- Неужели и повышения штрафов не останавливают?! Как воспитать культуру вождения?
- Несомненно, принципы правильного поведения закладываются ещё в детстве, в дошкольном возрасте. Мы ведём работу с педагогами и воспитателями, преподающими в детских садах основы безопасности, чтобы они прививали детям уважение к закону, Правилам дорожного движения уже с этого возраста. Дети в этом возрасте в игровой форме очень хорошо воспринимают и начинают понимать, что правильно и неправильно. При переходе на школьное образование они начинают эти навыки закреплять. Обученный ребёнок начинает воспитывать родителей, знакомых, друзей. В странах Западной Европы, где транспортная культура немного другая, с раннего детства ребёнок чувствует некую ответственность за безопасность, потому что, когда мама с папой садятся в автомобиль, они в первую очередь сажают его в детское кресло и пристёгивают. Если он садится на велосипед, то привычно надевает защитный шлем, перчатки, налокотники, наколенники. Маленький человек не представляет, как может быть по-другому, потому что все вокруг поступают так же.
- Раз уж мы заговорили о детях, как их обезопасить на дороге?
- Также как с пониманием, что надо обязательно носить, хотя бы детям, световозвращающие элементы?
- На тех участках дорог и тех маршрутах движения детей, где недостаточное освещение, применение этих элементов, на мой взгляд, должно не просто быть, а, наверное, должно контролироваться как родителями, так и школами. Вплоть до того, что, может быть, ввести некий минимальный набор требований к школьнику, чтобы он обязательно имел эту атрибутику. Здесь очень важно не столько введение ответственности за отсутствие световозвращающих элементов, сколько умение провести необходимую разъяснительную работу. Важно сегодня и поведение водителей общественного транспорта, которые зачастую высаживают детей на неприспособленных участках. Мы уже сталкивались много раз со случаями, когда младших школьников водитель маршрутки высаживает на неосвещённом участке, и ребёнок переходит дорогу неизвестно где и как... Опять же, мы и здесь совершенствуем нормативную базу. С 1 июля 2015 г. вступят в силу поправки в ПДД, уже не рекомендующие, а обязывающие каждого пешехода на неосвещённых участках дороги вне населённых пунктов иметь световозвращатели.