За деньги нам обещали ровный асфальт и высокую скорость. На деле же всё обернулось гигантскими пробками. Автолюбители жалуются: чтобы оплатить проезд, они стоят по полчаса, а потом выезжают на... вполне обычную дорогу.
Вопросы разочарованных водителей «АиФ» адресовал Сергею Кельбаху, председателю правления госкомпании «Российские автомобильные дороги».
Где скорость?
«АиФ»: - Платные дороги собираются открыть по всей России. Вы уверены, что наше население готово платить?
С.К.: - На первом в России платном участке - Хлевное - Задонск, который действует уже 2 года, мы тщательно ведём статистику. В этом году количество транспорта там выросло на 29%, а доходы - на 26%. Скорость передвижения, безопасность, комфорт - за эти услуги потребитель платить готов.
«АиФ»: - Да, но о каком комфорте можно говорить, когда на платном участке М-4 - пробки…
С.К.: - Мировой опыт свидетельствует, что на начальных этапах ввода платных участков могут быть затруднения в проезде! Люди ещё не привыкли к системе оплаты. Кроме того, участок, о котором вы говорите, интегрирован в московский транспортный комплекс, поэтому пробки, образующиеся в часы пик на всех вылетных магистралях столицы, не могут не коснуться трассы М-4. Но это не значит, что мы с ними не будем бороться!
«АиФ»: - И как же вы собираетесь победить пробки?
С.К.: - В первую очередь - внедряя электронные средства оплаты: бесконтактные карты и транспондеры. Они позволяют свести к минимуму время прохождения автомобилей через шлюзы пунктов взимания платы. При оплате с помощью транспондера, установленного на лобовом стекле автомобиля, не нужно даже останавливаться при проезде шлюза. Достаточно лишь снизить скорость до 20 км в час. Деньги со счёта списываются автоматически. Время проезда «через кассу» при наличии смарт-карты сокращается в три-четыре раза, а при наличии транспондера - в десять раз.
Почём километр?
«АиФ»: - Говорят, что на новой дороге Москва - Санкт-Петербург будут брать 3,6 руб. за 1 км. Это же дороже, чем в Европе!
С.К.: - Тариф 3,6 руб. за 1 км касается только головного участка трассы Москва - Санкт-Петербург протяжённостью 43 км. А вообще у нас самая низкая в Европе стоимость пользования платными дорогами: за 1 км - 1 рубль. Столько будут брать за проезд по участкам, которые строятся или реконструируются «Автодором» за счёт бюджетных средств. Там, где дороги строят с участием частного бизнеса, наши партнёры определяют, какой тариф окупит их вложения в трассу.
«АиФ»: - И сколько ваши партнёры из частного бизнеса могут прибавить к цене проезда?
С.К.: - Приведу пример: проезд из Москвы до «Шереметьева» - это будет крайне востребованный участок. По нашим данным, за 15-16 км на этой дороге люди готовы заплатить порядка 60 руб. Буквально 7-10 минут - и вы в аэропорту…
«АиФ»: - Если у дороги не будет альтернативной трассы, что делать тогда? Получается, у нас не будет выбора: платить или нет?
С.К.: - Такого точно не будет! Исключено! Российское законодательство прямо указывает на то, что у каждой платной автодороги должна быть бесплатная альтернатива.
Другой асфальт?
«АиФ»: - В России проблему качества дорог решить никак не удаётся. А вы подчёркиваете, что платные трассы будут очень хорошими. Секрет какой-то знаете?
С.К.: - Мы однозначно ставим цель, чтобы наши дороги были не хуже французских, а те, замечу, лучше немецких! Но, конечно, проблемы остаются. Действующие сегодня СНиПы (строительные нормативы) архаичны. Представьте, некоторые стандарты не меняли с 1972 года, а ведь насколько увеличилось движение машин по стране! Главгосэкспертиза оценивает все решения по соответствующим в России нормам и правилам. А значит, нас вынуждают строить устаревшие дороги. И мы вынуждены разрабатывать специальные технические условия, проходить многочисленные согласования только для того, чтобы объяснить, что мы хотим улучшить качество жизни автолюбителей. Эти согласования очень серьёзно затягивают время. Чтобы все дороги в России были лучше, надо менять СНиПы.