Примерное время чтения: 6 минут
4459

Пешеходные зоны мировых столиц

Арбат. Фото: РИА Новости

Пешеходные улицы как явление стали появляться в 1950-х годах в Европе. Изначально свободные от автотранспорта зоны создавались, чтобы избавить местных жителей и отдыхающих от шума. Позже главной причиной стала безопасность движения, а с 90-х годов добавилась ещё и экологическая составляющая.

При организации пешеходных зон, как правило, учитываются потребности обитателей соответствующих районов. Для жильцов предусмотрен подъезд автомобилей спецслужб, коммунальной техники, а коммерческие организации пользуются правом проезда для обеспечения магазинов, ресторанов и кафе. Чаще всего въезд в пешеходные зоны обозначен разметкой и знаками и крайне редко отделён физически различными бордюрами, столбиками и т. п.

Причины создания пешеходных зон

В современных городах частный автотранспорт ответственен за большую часть загрязнения окружающей среды, не говоря уже о прочих неприятностях, приносимых оживлённым потоком машин в город: от «разбивания» районов автомагистралями до заставленных автомобилями обочин и пробок. Для снижения травматичности в городах ограничивается скорость передвижения. Так, в Нью-Йорке она не превышает 30 миль в час (48,27 км/ч), так же как и в большинстве столиц Европы, где максимальная скорость на улицах с двухполюсным движением не превышает 50 км/ч. Более того, департаменты транспорта разных стран предлагают снизить это значение до 30 км/ч.

Для того чтобы уменьшить количество выхлопных газов в городах, многие муниципалитеты ограничивают въезд для транспортных средств, не соответствующих определённым экостандартам. Также вводятся ограничения для автомобилей в центральных районах. Ведётся политика по ограничению парковочного пространства. Повышаются налоги на владение транспортным средством. Все эти меры начали применятся более 30 лет назад, и местные жители, встретившие их с недовольством, в итоге признали их целесообразность. И сейчас уже подстраиваются под правила, например, приобретая компактные автомобили. Более того, прежде чем ввести то или иное ограничение, муниципалитеты проводят большую подготовительную работу по минимизации негативных последствий. Вводятся дополнительные маршруты общественного транспорта, заранее продумываются варианты объезда, вводится одностороннее движение и просчитывается трафик.

Практика Европы

Практически во всех крупных городах Европы существуют пешеходные зоны. Одна из крупнейших улиц, на которую запрещён въезд автомобилей, находится в Копенгагене. Так называемая Строгет (Strøget) объединяет несколько улиц города, образуя площадь в 100 тысяч квадратных метров. Образование пешеходных зон часто связано с исторической планировкой города, обычно в крупных поселениях, насчитывающих несколько сотен лет, образование таких территорий происходит само собой. Так, столица бельгийской провинции Западная Фландрия Брюгге практически полностью отдана пешеходам. В центральную часть могут въезжать только мотоциклы и скутеры, основное транспортное средство – велосипед, а на улицах много лошадей и конных экипажей. Исторический центр Братиславы, столицы Словении, также полностью закрыт для транспорта. За соблюдением ограничения следят полицейские, которые не ленятся проверять разрешения у водителей микрофургонов, занимающихся обслуживанием многочисленных кафе и магазинчиков.

Братислава. Типичная улочка центра европейского города, на которой двум автомобилям непросто разъехаться. Именно такие места составляют основу пешеходных зон Братислава. Типичная улочка центра европейского города, на которой двум автомобилям непросто разъехаться. Именно такие места составляют основу пешеходных зон. Фото Ирины Зверковой

Но чем больше город, тем меньше в нём пешеходных зон. В Париже насчитывается всего лишь несколько таких улиц, расположенных в районах Quartier du Sentier, Quartier Mouffetard, Quartier du Luxembourg, Rue des Martyrs. В Лондоне полностью пешеходной является только Карнаби-стрит (Carnaby Street) – небольшая улица, расположенная вблизи Оксфорд-стрит и Риджент-стрит. Для столиц больше свойственны широкие тротуары и бульвары, расположенные вдоль центральных улиц и набережных. Ещё одно явление, связанное с ограничением движения транспорта, – различные ярмарки, блошиные рынки, фестивали, которые организовывают муниципалитеты и под их проведение отводят часть городских площадей. Они могут проходить как в выходные, так и в рабочие дни.

Центр Лондона. На схеме полностью пешеходные зоны выделены жёлтым цветом Центр Лондона. На схеме полностью пешеходные зоны выделены жёлтым цветом. Фото из проекта предварительного плана «Пешеходный Лондон», подготовленного Центром экологической структуры Европы и Центром Мартина Кембриджского университета

Заокеанский опыт

Более современным городам, активное расширение которых началось в XIX веке, вообще не свойственны пешеходные зоны. Их развитие обычно шло по плану, в который уже было заложено активное движение, а транспортная сеть заранее была точкой отсчёта. Также в них предусмотрены зоны отдыха, свободные от автомобилей, в виде различных парков и музейно-выставочных комплексов. Так, в Нью-Йорке первая пешеходная зона на улицах города появилась только в 2010 году, когда власти запретили движение через центральную площадь города – Таймс-сквер. Движение транспорта закрыто на участках между 42-й и 47-й улицами по Таймс-сквер и 33-й и 35-й улицами по Геральд-сквер.

Times Square Times Square. Фото: globallookpress.com

В таком большом городе, как Токио, вообще нет ни одной пешеходной зоны, законопослушные граждане передвигаются исключительно по тротуарам, а отдыхают или бегают в парках, которые созданы вокруг исторических построек: дворца императора, храма Мэйдзи Дзингу и других достопримечательностей. Если возникает необходимость занять улицы, как это происходит во время марафона бегунов 11 февраля, в день празднования основания японского государства, то масса полицейских следят за соблюдением ПДД и указывают на маршруты объезда. Также нет запрета для движения транспорта в Рио-де-Жанейро, где создана 5-километровая прогулочная полоса вдоль побережья Капа-Кабана.

В Москве самая знаменитая пешеходная улица Арбат существует с 1986 года. В 1998 году был закрыт для проезда автомобилей Камергерский переулок. С конца 2012 года нельзя проехать по Столешникову переулку, Кузнецкому мосту, Рождественке. На две недели новогодних праздников были закрыты Тверской проезд, Петровка, Большая Дмитровка, Лаврушинский переулок. Объявленные недавно мэром Собяниным планы по созданию 60 км пешеходных зон, скорее всего, включают уже закрытые для транспорта улицы, а также перекрытие дополнительных проездов и создание благоустроенных мостовых вдоль автомобильных дорог.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах