Платная эвакуация — одна из самых критикуемых мер по борьбе с нарушителями правил парковки. Претензии и жалобы начались после того, как перемещением автомобилей стали заниматься частные фирмы. Водители отмечают, что эвакуация превратилась в выгодный бизнес, осуществляемый с грубым нарушением законодательства. Накануне депутаты Госдумы от фракции ЛДПР предложили вновь переложить все расходы по эвакуации на городской бюджет. По их мнению, это разрядит обстановку, так как муниципальные службы, не имеющие коммерческого интереса, будут прибегать к ней только в крайних случаях. Справедлив ли такой подход? Или нарушитель всё-таки должен платить сам за себя? С этими вопросами АиФ.ru обратился к экспертам и общественным деятелям.
«За»
Алексей Дозоров, председатель московского областного комитета по защите прав автомобилистов: «Пускай я выскажу непопулярное мнение, но эвакуация должна остаться платной. В противном случае за нарушителя будут платить ни в чём не повинные граждане. Другое дело, что стоимость принудительной эвакуации сейчас существенно завышена. Если у вас сломалась машина, обычный частный погрузчик отвезёт её в любой район Москвы за 2 тысячи рублей. А городские «зелёные» эвакуаторы требуют за перемещение машины на штрафстоянку от 5 тысяч рублей*. Кстати, стоимость хранения автомобиля на штрафстоянке также очень завышена. Всё это приводит к тому, что наказание часто несоразмерно проступку. На днях один мой знакомый был вынужден заплатить 32 тысячи рублей, так как его машина была эвакуирована, когда он находился в отпуске. Хотя он действительно нарушил правила парковки, его машина никому не мешала и стояла во дворе».
Сергей Канаев, председатель Федерации автовладельцев России (ФАР): «Считаю, что эвакуация должна быть платной. Почему город вдруг должен платить за нарушителей? Но мне не нравится существующая привязка стоимости эвакуации к мощности двигателя. Логичнее было бы «привязаться» к массе: понятно, что перемещение микроавтобуса или грузовика обходится дороже, чем легковушки. Считаю, что дифференцирование по количеству лошадиных сил — это лоббизм от владельцев эвакуаторов. Таким образом они «раскручивают» владельцев дорогих мощных автомобилей на крупные суммы».
Владимир Соколов, председатель общественного движения «Союз пешеходов»: «Без сомнений, платить должен нарушитель. Вопросы возникают только к стоимости этой услуги и непонятной ценовой дифференциации в зависимости от мощности автомобиля. Я направлял в Дептранс несколько своих замечаний по этому поводу. Во-первых, 5 тысяч рублей выглядят необоснованной суммой. Я не говорю, что эвакуация должна стоить 2 тысячи — это расценка частника, который, может быть, не платить налогов. На мой взгляд, справедливая цена за перемещение среднего легкового автомобиля — 3–4 тысячи. Во-вторых, действующая шкала. Совершенно непонятно, каким образом мощность двигателя влияет на стоимость эвакуации. Привязка должна осуществляться к габаритам и весу автомобиля. Наконец, сам подход: забирать необходимо только те автомобили, которые мешают проезду или создают аварийную ситуацию на дороге. В остальных случаях достаточно штрафа. С сожалением должен констатировать, что сейчас эвакуация превратилась в достаточно циничный бизнес».
Пётр Шкуматов, координатор общественного движения «Синие ведёрки»: «Платить, конечно, должен водитель или собственник автомобиля. Но стоимость «штрафной» эвакуации должна быть существенно ниже — дело должно быть самоокупаемым, а не приносить прибыль. Так написано в законодательстве. Сейчас это прибыльный бизнес, поделенный между коммерческими фирмами. Очевидно также, что действующая шкала никуда не годится: стоимость эвакуации должна зависеть от габаритов, массы автомобиля, а также длины пути погрузчика. Если машину отвезли на ближнюю штрафстоянку — 2 тысячи рублей; дальнюю — 3 тысячи. Словом, как такси: расчёт стоимости каждого перемещения должен быть индивидуальным».
«Против»
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России: «Мне легко ответить на вопрос, так как в своё время именно с моей подачи эвакуация для водителей стала бесплатной. Такой порядок сохранялся около пяти лет, пока влиятельные люди, владеющие парками погрузчиков, не пролоббировали нынешние поправки. К чему это привело: сегодня около 60 % всех эвакуированных машин забираются с нарушением действующего законодательства. Это стало выгодным бизнесом, на этом зарабатываются сумасшедшие деньги. Очевидно, если убрать коммерческую составляющую, то эвакуировать автомобили будут только «по делу». А в большинстве случаев — машины будут просто переставляться, если они мешают проезду».
Сергей Асланян, автоэксперт, радиоведущий: «Должен ли задержанный оплачивать свою доставку в полицейский участок? Всем понятно, что нет — это перебор. Хотя задержание нарушителя, как и эвакуация автомобиля, является в той же степени мерой обеспечения наказания. Любопытно, что раньше КоАП прямо запрещал платную эвакуацию или установку блокираторов колёс. Чтобы обойти этот запрет, был придуман канцелярский термин «перемещение транспортного средства». Запрет был связан с тем, что за одно и то же нарушение, согласно Конституции, нельзя назначать двойное наказание. В случае выявленной неправильной парковки водитель и так заплатит штраф. То есть плата за эвакуацию — равно как и за хранение машины на штрафстоянке — является юридически неправомерным дополнительным наказанием».
Как пояснили АиФ.ru в ГКУ «Администратор московского парковочного пространства», все тарифы были рассчитаны в соответствии с рыночной ситуацией; кроме того, были учтены затраты, необходимые для транспортировки и хранения автомобиля на специализированной стоянке. Решение о расчёте стоимости эвакуации по мощности двигателя было принято департаментом экономической политики и развития г. Москвы. Тарифы на перемещение и хранение транспортных средств утверждены распоряжением департамента экономической политики и развития г. Москвы № 35-Р от 09.09.2013 г.