Нужно ли удалять старый катализатор в машине?
При посещении неофициальных мастерских некоторые слесари начинают уговаривать владельцев автомобилей удалить старые каталитические нейтрализаторы, которые установлены в выхлопной системе автомобиля. Они обещают прибавку в мощности, улучшение тяги и даже снижение потребления топлива. А после проделанной недорогой операции они даже берут на себя ответственность по утилизации старой детали. Стоит ли соглашаться на такие уговоры?
Зачем нужен катализатор?
Каталитические нейтрализаторы нужны для того, чтобы дожигать вредные газы в выхлопе. В керамических ячейках этого устройства выхлопные газы раскаляются до 750–900 градусов и разлагаются на углекислоту, азот и кислород. Катализатор, несмотря на свою надежность, имеет ограниченные сроки службы и выходит из строя примерно через 10-15 лет эксплуатации. Если он получал прямые удары во время аварий или был поврежден из-за неисправной системы зажигания, то ресурс резко сокращается. Ячейки разрушаются, их керамическая основа осыпается, засоряются сажевыми отложениями, и пропускная способность нейтрализатора сокращается. Поэтому и возникает необходимость заменить или удалить этот технический узел.
Что будет, если ездить с неисправным катализатором?
Ездить с неисправным катализатором не рекомендуется. Дело в том, что сейчас для ускорения прогрева нейтрализаторы вредных газов размещают в моторном отсеке, сразу за выпускным коллектором, в непосредственной близости от двигателя. И если керамические ячейки начали осыпаться, то при активном поступлении выхлопных газов получившаяся пыль может засасываться обратно в коллектор и даже попадать при открытии клапанов в камеры сгорания. А так как керамические ячейки могут работать как абразив, то возникает риск образования задиров на стенках камер сгорания.
Лучше всего менять старый и неисправный каталитический нейтрализатор на такой же, только новый. Его стоимость колеблется в районе 50 тысяч рублей. Но чаще всего на подержанных машинах каталитические нейтрализаторы просто вырезают, а на их место в старом корпусе устанавливают прямоточную трубу с кустарной шумоизоляцией из стекловаты. Это чревато рядом негативных последствий для машины.
Проблемы после удаления катализатора
Сначала зажжется лампа «Check engine» на приборной панели, сигнализирующий о проблемах с двигателем. Датчик кислорода, который стоит позади нейтрализатора, будет показывать такое же количество кислорода, что и на входе, из-за чего электроника не только будет выдавать тревожный сигнал, но и переводить смесеобразование к усредненным величинам. Поэтому при удалении каталитического нейтрализатора блок управления двигателем (ЭБУ) перепрошивают на экологический стандарт Евро-2. То есть в него устанавливается сторонняя программа, которая меняет работу двигателя. А так как производители этих программ не всегда отличаются высокой квалификацией, то подобный перевод в долгосрочной перспективе может обернуться проблемами для поршней, клапанов и камер сгорания.
Кроме того, при продаже машины ее не получится зарегистрировать, так как получить на нее подлинную диагностическую карту будет невозможно без обмана и подлога.
В общем, при удалении каталитического нейтрализатора двигатель автомобиль теряет не только в экологичности, но и вынужден работать по нестандартным для него алгоритмам, что впоследствии может обернуться дорогостоящим ремонтом. Поэтому лучше купить новый нейтрализатор.
Нужно ли удалять исправный катализатор?
Если же катализатор исправен и диагностические программы не выдают ошибок, то удалять его бессмысленно и даже вредно. Двигатель будет работать однозначно хуже, а все обещания о росте мощности несут в себе большие преувеличения.
Дело в том, что мастера убеждают клиентов провести эту операцию намеренно с целью получить прибыль. Мотивация к обману основана на желании выгодно сдать удаленный катализатор в переработку. В них содержатся драгоценные металлы, из-за чего их стоимость достигает 15-30 тысяч рублей в зависимости от конструкции.