Другой американец, гуру менеджмента Том Питерс, предложил эту мысль в качестве эффективной модели устройства бизнеса: аутсорсинг, аутсорсинг и ещё раз аутсорсинг. А то, что хорошо для дела, хорошо и для обычной жизни. Сужу по своим знакомым.
На работу на такси
Молодая пара Борис и Настя - менеджеры по продажам. Живут в Чертаново, работают вместе в центре Москвы. Гордость семьи, кроссовер Skoda Yeti, продали год назад и не жалеют.
«До офиса нам 18 км, - рассказывает Борис. - Когда я был сам за рулём, утром, в пробки, дорога занимала полтора часа. Вечером мы допоздна засиживались на работе, дожидаясь, пока пробки рассосутся. А теперь заказываем такси - и оно по выделенной полосе доставляет нас в центр за 40 минут».
По выходным семья ездит на такси за покупками в «Ашан». Иногда - в театр или на встречи с друзьями. Дачи нет. И, по подсчётам Бориса, за год отказ от собственной машины принёс 200 тыс. рублей экономии.
Авторитетные исследования дают тот же порядок цифр. В 2017 году компания PwC подсчитала, что владение новеньким компактным кроссовером типа Skoda Yeti стоит в Москве 350 тыс. рублей ежегодно. В расходную часть включены плановое ТО, топливо, налоги, страховка, мойка, замена шин, проценты по автокредиту и обесценивание машины в ходе эксплуатации.
Борис купил авто сразу: на проценты тратиться не приходилось. Но каждый месяц добавлялось минимум 5 тыс. рубликов штрафов - неизбежных, когда нервничаешь в пути и пытаешься обойти пробки. Плюс расходы на платную парковку, которые PwC не учла. В центре Москвы это минимум 600 рублей в день за 10 часов. Добавьте подорожавший в этом году бензин. И получается, что, если бы мой товарищ сохранил свою «Шкоду» в собственности и, условно считая, эксплуатировал бы её 365 дней в году, она обошлась бы ему почти в 500 тыс. рублей. Если же ездить на такси комфорт-класса, достаточно 300 тыс.
Не согласны? Оцените собственные поездки. Если вы с утра до вечера не крутитесь на личной машине по разным делам и не ездите на ней за сотни километров от Москвы, экономических преимуществ не увидите. Даже летние вылазки на подмосковную дачу с использованием такси обойдутся дешевле.
- Мы работаем с диспетчерскими службами и находим правильный подход, чтобы регулировать эту проблему. Диспетчерская служба, на наш взгляд, должна ограничить передачу заказа водителю, который работает за рулём более 8 часов. Нужна договорённость со всеми диспетчерскими службами такси, чтобы такой водитель не смог переключаться между службами и принимать заказы от других компаний.
Да здравствует каршеринг?
Разница между владением автомобилем и покупкой транспортных услуг настолько разительная, что её демонстрация стала излюбленным приёмом компаний, предлагающих услуги каршеринга. Zipcar, предоставляющая машины в аренду по всему миру, посчитала стоимость часовой эксплуатации личного автомобиля в крупных европейских городах. В переводе на рубли: в Лондоне - 1550 руб., Париже - 1520 руб., Мадриде - 990 руб., Барселоне - 950 руб. (для авто ценой в районе 1 млн рублей). По Москве у американской компании данных нет. Но грубые подсчёты показывают, что расходы в нашем городе сравнимы с разовой поездкой на такси - 550-600 рублей в час. Да здравствует каршеринг?
Борис просчитал и такой вариант. Почасовая аренда такой же машины, как его бывший кроссовер, за год стоила бы 400 тыс. рублей. Получилось что-то среднее между владением авто и заказом такси.
Явный плюс каршеринга - больше свободы. Дополнительный к более высокой стоимости минус - больше ответственности. За потерю документов, загрязнение салона, царапины на кузове и другие повреждения предусмотрены штрафы от 2 тыс. до 4 тыс. рублей. За парковку на газоне - и вовсе 100 тыс. Не всем понравится.
«А метро?» - спрашиваю Бориса. «У меня много официальных встреч, - отвечает. - Надо быть в форме - при галстуке и в свежей рубашке я себя плохо представляю там, где дружно потеют сто человек».
Да уж, у молодых менеджеров свои причуды… Знаю предпринимателей-миллионеров, которые ездят на деловые встречи на метро, чтобы никогда не опаздывать. Ведь если совсем без понтов - идеально комбинировать метро и такси. В год получится тысяч сто, не больше. А когда это действительно важно - можно вызвать и лимузин.