Машина «не тянет», обороты двигателя «плавают», а из выхлопной трубы валит чёрный дым? Скорее всего, вам не повезло с заправкой: в лучшем случае жулики с АЗС пытались повысить детонационную стойкость горючего, продавая дешёвый бензин под видом высокооктанового. Что они туда добавили — этанол, ферроцен или тетраэтилсвинец — остаётся только гадать. В худшем случае бензин просто разбавлен водой: это чревато поломкой топливной системы, а также преждевременным износом поршней и цилиндров двигателя.
«Джентльменами удачи» займётся Генпрокуратура
С подобными проблемами российские автомобилисты сталкиваются постоянно: во время прямой линии с президентом Владимиром Путиным, прошедшей 16 апреля, на «топливных махинаторов» поступило множество жалоб — и обращения граждан подтвердились проверками со стороны Госстандарта. В ходе совещания с членами правительства, состоявшегося накануне, Владимир Путин предложил ужесточить наказание за продажу некачественного топлива.
«Мы помним с вами известный советский фильм «Джентльмены удачи». Там чем разбавляли автомобильное топливо? Помните? Вообще, мы когда-нибудь сможем положить конец вот этой практике? — возмутился глава государства. — Это же хищение на самом деле. Это ведёт не просто к проблемам, связанным с тем, что двигатели у автолюбителей летят чаще, чем положено, ремонтировать их надо чаще, чем положено, и так далее. Но это же просто обман потребителя на самом деле».
Президент поручил Генеральной прокуратуре совместно с другими заинтересованными ведомствами и структурами проанализировать ситуацию на топливном рынке и внести соответствующие предложения.
Методом кнута и пряника
По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, проблему некачественного топлива поможет решить как законодательное ужесточение ответственности, так и усиление конкуренции. «Действительно, проблема качества топлива ещё сохраняется в нашей стране, даже несмотря на то, что нефтяная отрасль разменяла третий десяток. И хотя уже совсем дикие методы разбавления топлива на бензоколонках, известные нам по кино, например продуктом жизнедеятельности маленького ослика, уже ушли из нашей жизни, качество топлива во многих регионах страны оставляет желать лучшего. Так что нет никаких сомнений в том, что проверки следует продолжать. В том числе и для того, чтобы производители и продавцы бензина и солярки не расслаблялись. Однако не только административными мерами можно поднять качество топлива. Этому может способствовать рост конкуренции на этом рынке», — рассказал Баранов АиФ.ru.
Рынок АЗС уже давно структурирован, продолжил эксперт, и на нём «бал правят» федеральные сети АЗС, принадлежащие крупным ВИНКам. Независимых заправочных компаний становится меньше, и их места занимают как федеральные сети, так и крупные региональные игроки. Их дальнейшая экспансия по стране положительно скажется на всём топливном рынке. Увеличится конкуренция, что может благоприятно сказаться на ценах на топливо; улучшится качество реализуемого топлива в регионах, потому что федеральные игроки будут обеспечивать это качество по факту, а местные игроки, если они захотят остаться на рынке, просто будут вынуждены это качество обеспечивать.
«Из-за роста конкуренции все компании будут вынуждены придумывать и внедрять различные дополнительные услуги на АЗС, что повысит качество обслуживания и даст потребителю выбор. Так что расширение работы сетевых АЗС скажется положительно», — резюмировал ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».
Как заставить АЗС возместить ущерб?
Впрочем, все эти улучшения — вопрос будущего, а что делать сегодня, если вам залили некачественный бензин или дизель? По словам юристов компании «Главстрахконтроль», чтобы призвать к ответственности недобросовестных владельцев заправочной станции, прежде всего необходимо иметь чек с АЗС — так что после заправки их лучше какое-то время хранить (в противном случае, потерпевшему потребуется собрать свидетельские показания). Почувствовав, что двигатель на вновь залитом топливе работает не так, как обычно, необходимо немедленно остановиться, вызвать эвакуатор и отвезти машину на станцию техобслуживания. Туда же заказной телеграммой можно вызвать представителей фирмы, которой принадлежит заправка, для снятия пробы топлива. Факт несоответствия топлива нормативным требованиям поможет определить независимая экспертиза, она же сможет высчитать размер нанесённого ущерба.
С этими документами на руках уже можно подавать претензию руководству заправочной станции; в случае, если она будет оставлена без удовлетворения — идти в суд. Правовые отношения между заправкой и водителем регулируются нормами Гражданского кодекса и законом «О защите прав потребителей».
Приведённая схема, возможно, покажется чересчур хлопотной неискушённому в судебных тяжбах автомобилисту, однако она хорошо работает. Так, например, буквально на днях Красноярский краевой суд обязал владельца АЗС выплатить миллион рублей водителю внедорожника — автомобиль был повреждён из-за плохого топлива. Экспертиза показала, что бензин был разбавлен грязной водой.