До покупки:
Нельзя покупать двухколёсный транспорт на вырост. Ребёнок будет с трудом дотягиваться до педалей ногами, а руками — до тормозов. Он не сможет стартовать сам из-за слишком высокого положения сидения. Переносить тяжёлого железного коня по ступенькам лестницы ему тоже будет не по силам. Словам, одни проблемы из-за желания сэкономить, купив впрок, как туфли на пять размеров больше.
Нельзя приобретать велосипед не «померив». Есть множество интернет-магазинов, которые предлагают «за глаза» технику любых размеров и разновидностей. Мол, скажите, сколько ребёнку лет, — и мы поможем выбрать, и не ошибётесь. Ещё как ошибётесь (у всех разный вес, длина рук и ног, даже форма сидения может не подойти). Ребёнок должен сам опробовать железного коня. Его ноги полностью выпрямляются в коленках, когда он крутит педали? Руки спокойно держат руль, а указательные пальцы уверенно захватывают тормозные рычаги? Когда чадо стоит, от его паха до рамы не менее 10 см? Тогда берите транспорт.
Таблица соответствия роста и возраста (важно учитывать именно два параметра) и диаметра колёс
Рост (см) | Примерный возраст (лет) | Диаметр колёс (дюймы) |
75–95 | 1–3 | До 12 |
95–101 | 3–4 | 12 |
101–115 | 4–6 | 16 |
115–128 | 6–9 | 20 |
128–155 | 9–13 | 24 |
Нельзя покупать велик по принципу «самый дешёвый» или приобретать вариант без документов. То, чем торгуют на развалах около магазинов детских товаров и на рынках, может прослужить пару месяцев и сломаться. Лучше всего идти в профильный магазин, где большой выбор именно детских велосипедов. И где вам подберёт наилучший вариант консультант, понимающий в двухколёсном транспорте (в универсальных магазинах детских товаров продавцы и работники в зале обычно знают о велосипедах не больше вашего).
Подержанные товары таят в себе другую опасность. Непонятно, есть ли у них скрытые дефекты (например, после аварии), и если треснет рама, перестанут работать тормоза или отвалится руль, вы не сможете вернуть покупку прежнему владельцу (в отличие от магазинной покупки). Внимание — на сайтах бесплатных объявлений полно ворованного двухколёсного транспорта. Их отличительная черта — отсутствие документов.
После покупки:
Нельзя оставлять велосипед «без охраны» в парках, на детских площадках, около магазинов. Оглянуться не успеете — его уведут. Чтобы не остаться с носом, всегда возите с собой велозамок. И пристёгивайте им свою покупку, даже если вам нужно с ребёнком отлучиться буквально на 5 минут. Кстати, из-за бешеной популярности велосипедов у московских воров не стоит покупать своему чаду дорогой транспорт. Такой «спортинвентарь» имеет смысл приобретать, если он нужен для тренировок, после которых вы будете каждый раз заносить его в квартиру. Транспорт, припаркованный снаружи квартиры, крадут сегодня со скоростью звука. Старые и новые. Со спущенными колёсами и грязные по самый руль (дешёвые велосипеды воруют под девизом «ну кто пойдёт в полицию писать заявление о краже из-за 2–3 тыс. рублей»). Если в квартире негде держать велосипед, пристёгивайте его хорошим велозамком к батарее отопления, ограждению лестницы, и желательно уносить домой сидение или одно колесо. «Некомплект» утаскивают намного реже.
Нельзя бросать велик на песок или грязь. Для детей это — просто средство передвижения. Поэтому приехав на пляж или добравшись до песочницы, они не моргнув глазом валят велосипед набок. А вы потом отдадите в веломастерской 500–1000 руб. за то, чтобы вычистить весь песок из цепи и других труднодоступных мест.
Нельзя самостоятельно проводить техобслуживание (если вы не умеете этого делать). Освобождать двухколёсный транспорт от грязи нужно после каждой поездки в дождливую погоду. В сухую погоду — по мере загрязнения. Но не стоит чистить раму железной щёткой или ножом (так часто делают, чтобы «отковырять грязь»). Так вы сдерёте краску, и в этом месте велосипед начнёт ржаветь. Смазывать цепь маслом надо регулярно, главное — не переборщить. Ну а разбирать велосипед стоит только тем, кто уверен, что может собрать его обратно «без лишних деталей».
Если для вас эти манипуляции сродни хирургической операции, лучше в начале сезона отвезти транспорт в веломастерскую (чтобы его проверили на готовность) и получить там советы по повседневному уходу именно для вашей модели. А перед «консервацией» на зиму опять посетить мастерскую, чтобы технику почистили и смазали.
Нельзя позволять ребёнку ехать на велосипеде при переходе по зебре. Запомните: вы с ребёнком идёте по зебре, значит, нужно катить транспорт, держа его за руль. Так у вас больше шансов спастись от колёс машины, если какой-нибудь лихач не разбирает знаков или не видит светофора. На самом деле ребёнок должен хорошо знать правила передвижения на велосипеде. Возьмите ППД и сходите с утра пораньше на спортплощадку у ближайшей школы. Потренируйтесь, доведите до автоматизма правильную остановку, поворот, сигналы другим участникам движения.
Если ребёнок маленький и вы будете отпускать его ездить только по тротуару, пешеходным и велодорожкам, он всё равно должен знать, что на таких территориях пешеход главнее велосипедиста.
И напоследок: ездить по проезжей части (а именно — по её правому краю) разрешается только тем, кому исполнилось 14 лет. Ехать двум велосипедистам рядом — нельзя, только друг за другом! И хотя в ПДД нет требования о шлеме, купите своим детям велосипедные шлемы. Не будьте легкомысленны.