В будущем всем участникам ДТП необходимо будет пройти платные курсы контраварийной езды или курсы повышения водительского мастерства. С таким предложением накануне выступил член Комитета ГД по транспорту Александр Васильев. По его словам, это будет способствовать безопасности дорожного движения, а также поможет разгрузить от «пробок», возникающих из-за аварий, крупные города.
Если же водитель по какой-то причине уклоняется от прохождения курса, его необходимо лишить прав до тех пор, пока он не закончит обучение, продолжил депутат. Впрочем, подчеркнул Васильев, это ещё не законопроект, а только инициатива, которой предстоит получить экспертную оценку. «Она будет обсуждена на координационном совете нашего комитета через 2–3 месяца. А потом пройдёт общественную экспертизу, получит оценку от ГИБДД и всех заинтересованных ведомств», — заявил Васильев.
Отметим, что предложение члена Комитета Госдумы по транспорту пока что не нашло положительного отклика у экспертов. Так, например, первый зампред Комитета по конституционному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков нашёл в нём множество «белых пятен» и нестыковок.
«Самый простой пример: вы запарковали автомобиль и пошли в аптеку. И тут какой-то товарищ в него врезается. Формально, вы — участник ДТП. Но, согласитесь, немного странно направлять вас из-за этого на курсы повышения мастерства, — заявил он АиФ.ru. — Другой пример: вы прошли техосмотр, но на дороге внезапно лопнула шаровая опора. Машина вильнула в сторону, задела соседнюю. Опять-таки, какое отношение авария имеет к вашим водительским навыкам? И таких примеров можно привести множество. Всем известно, какие у нас дороги зимой: ДТП может произойти просто по стечению обстоятельств».
По мнению депутата, разумно было бы посылать на курсы только злостных нарушителей и неплательщиков штрафов. А также тех, кто лишён водительских прав на долгий срок. «Последнее уже прописано в законодательстве. Но, может быть, мы не совсем корректно сделали: сейчас пересдавать экзамен обязаны все лишённые прав. А нужно, чтобы эти курсы и пересдачи проходили только те, кто лишён прав не менее, чем на год. И, конечно, попавшиеся на пьянке. Последние должны наказываться по всей строгости: и курсы, и увеличение тарифов ОСАГО», — подчеркнул Лысаков.
Возможно, обязательные платные курсы контраварийной езды стали бы полезным отечественным аналогом «идиотентеста», однако член правления НП «Московские областные автошколы» Владимир Виноградов убеждён, что всё это — одни разговоры: «Это не более чем благое пожелание: обычные, рядовые школы не преподают контраварийную подготовку. А специализированные центры есть далеко не во всех регионах России. То есть физически переварить огромный поток переобучающихся мы не в состоянии. Кроме того, контраварийной подготовкой нужно заниматься на постоянной основе. Это как ушу или карате: если немного походить на занятия, вы ничему не научитесь и вскоре забудете, о чём там вообще шла речь. При этом обрывочное контраварийное обучение будет внушать людям чувство ложной уверенности на дороге».