Не успели утихнуть споры по поводу расширения зоны платной парковки в пределах Третьего транспортного кольца (ТТК), как стало известно, что схема движения на самом кольце будет реорганизована. Накануне Госавтоинспекция поддержала предложение ЦОДД выровнять действующий на ТТК дифференцированный скоростной режим 60–80 км/ч по нижней планке. По мнению замруководителя центра Александра Полякова, это сделает поток более однородным. Что, в конечном счёте, позволит увеличить пропускную способность «трёшки».
Однако эксперты, опрошенные АиФ.ru, отнеслись к расчётам ЦОДД с настороженностью.
«Не понимаю, честно говоря, зачем это делать, — признался зампредседателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. — На ТТК отсутствуют факторы, требующие снижения скоростного лимита: пересечения, пешеходные переходы или светофоры. Считаю, что это только ухудшит трафик. Тем более что большую часть времени «трёшка» и так еле ползёт. Ну а если кольцо свободно, скажем, ночью — почему бы не позволить водителям ехать побыстрее».
Схожего мнения придерживается и координатор «Синих ведёрок» Пётр Шкуматов: «Третье транспортное изначально создавалось как скоростная трасса. Комфортная скорость на ней — 100 км/ч. Меньше неудобно: приходится следить не за дорогой, а за спидометром, чтобы не попасться, так как ТТК увешано камерами. Думаю, «трёшке» уготовано повторить судьбу Звенигородского шоссе. Когда на трассе, изначально спроектированной под 130 км/ч, скорость ограничили 60 км/ч, она стала дойной коровой для городского бюджета. Количество нарушений зашкаливало».
Кроме того, продолжил эксперт, медленнее — не значит безопаснее. «На той же Звенигородке после снижения скоростного режима количество аварий только увеличилось. Об этом свидетельствует официальная статистика ГИБДД. А например, на трассе М4, после того как её «разогнали» до 130 км/ч, число аварий, наоборот, сократилось на треть. Звучит парадоксально, но на самом деле очень просто объясняется. Когда поток едет с одинаковой скоростью, он безопасен. А когда один едет 60 км/ч; другой — впритык к скоростному лимиту камер — 80 км/ч; а третий нарушает и едет 100 км/ч, то на дороге возникает опасная чехарда перестроений», — отметил Шкуматов.
Снижение допустимой скорости — первый этап масштабной реорганизации Третьего транспортного. В планах ЦОДД значится расширение магистрали дополнительной полосой за счёт сужения действующих с 4,5 до 3,5 метров. А также разграничение потоков путём отгораживания съездов. Согласно задумке, это исключит возможность поворота направо сразу с нескольких рядов. Таким образом, ТТК не будет «сужаться» перед каждым съездом, что должно благотворно сказаться на пропускной способности.
По словам начальника аналитического отдела экспертного центра Probok.net Андрея Мухортикова, задумка ЦОДД выглядит необычной с точки зрения мировой практики и требует детального анализа: «Сужение полос на внутригородской магистрали — решение, мягко говоря, неординарное. Мы сами предлагали схожие проекты, но для обычных московских улиц. Вообще, трудно дать однозначный ответ — плохо это или хорошо. Нужно внимательно смотреть проект. Думаю, что ЦОДД просто необходимо выложить его в открытый доступ, чтобы собрать отзывы со стороны водителей. Потому что Третье транспортное — плохое место для экспериментов. Если проект негативно отразится на трафике, в городе настанет транспортный коллапс».
Отметим, что ограничение в 60 км/ч не кажется таким уж радикальным, если вспомнить, что комплексы автоматической фиксации нарушений выписывают штраф за превышение допустимой скорости на 20 км/ч. Любопытно, что такое послабление автомобилистам вышло случайно. Планировалось, что оно станет компенсационной мерой при введении балльной системы подсчёта нарушений в 2012 году. Согласно задумке, водитель лишался бы прав на основании штрафов, выписанных камерами. Чтобы количество «лишенцев» не зашкалило, была предложена эта «либеральная» поправка. В конце концов, депутаты от идеи балльной системы отказались, а поправка осталась.
Как объяснил автор балльной системы Вячеслав Лысаков, несмотря на многочисленные нападки депутатов, норма «+20 км/ч» пока что держится и точно будет функционировать до конца осени: «Хотя в СМИ много пишут об отменяющих её законопроектах, профильный комитет Госдумы придерживаемся мнения, что хватит уже ежемесячно менять КоАП. В сентябре ГИБДД предоставит статистику, которая покажет — как отразилась на безопасности движения эта норма. Если количество аварий не возросло, она сохранится. Если возросло — отменим и вернёмся к прежней норме. Но и то, скорее всего, не везде: в городе отменим, а на трассах сохраним».