Как утверждается, разработка электрокара Zetta началась в 2016 года, и уже через два года появились первые тестовые экземпляры. Автомобили понравились инженерам, было принято решение искать инвесторов. В течение короткого срока деньги были найдены. По заявлениям генерального директора фирмы ООО «Зетта» Дениса Щуровского, уже началось строительство промышленной площадки в Тольятти, готовится цех для мелкосерийной сборки электрокара и сопутствующая ей инфраструктура. Первые предсерийные автомобили могут выкатиться из ангара уже в декабре этого года.
Интерес представляет конструкция машины и ее заявленные характеристики. Как утверждается, Zetta будет иметь не один, а четыре мотора, каждый из которых будет размещаться в своем колесе и не получит прямой механической связи с другими колесами. Управление моторами будет осуществляться через единый электронный блок.
Автоэксперт прогнозирует низкий спрос на электрокары Zetta в России https://t.co/FpSScuWsMN#российский_электрокар pic.twitter.com/0ZjTU5Az6y
— Planet Today (@PlanetTodayRu) 22 мая 2019 г.
Из привычной механики в электрокаре Zetta останутся лишь рулевое управление с электроусилителем и пружинная подвеска спереди, заимствованная от десятого семейства Lada. Питание двигателей энергией пойдет от массивной батареи GE Power Technology в нижней части кузова. Она должна импортироваться из Китая и обладает феноменальной емкостью 10-32 кВт/ч, благодаря чему пробег легкой машинки на одном заряде может составлять от 200 до 560 км. Максимальная скорость ограничена на уровне 120 км/ч.
Кузов Zetta представляет собой каркас из сваренных труб, закрытый пластиковыми панелями. По габаритам он невелик. Длина составляют 3030 мм, ширина — 1600 мм., а высота 1760 мм. За счет экономии на штамповке кузовных металлических панелей, отказа от сложной климатической установки, механической трансмиссии, от систем охлаждения, выхлопа и турбонаддува удалось существенно снизить стоимость электрокара. Представители Zetta утверждают, что продаваться машина будет за 450 тысяч рублей.
«Электрические автомобили производятся во многих странах мира и появление концептуальной машинки Zetta вполне предсказуемо, — рассказывает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — Но удивление вызывает другое, а именно тот факт, что проект так скоро готов перерасти концептуальный уровень и превратиться в полноценное производство. Когда мне говорят, что за два года электрокар, разработанный начинающей командой инженеров, доведен до стадии серийного производства, я всегда начинаю напрягаться. Конечно, это здорово, что группа энтузиастов решилась запустить новое автомобильное производство, и хочется пожелать им удачи в этом благом начинании, но запуск любого завода сопряжен с массой подводных камней и непредвиденных рисков. Хочется, чтобы эти обещания превратились в реальность».
Для сравнения можно вспомнить попытку реализации проекта электрокара LADA Ellada. Эта машина поступала в продажу в 2011 году. Тогда «АвтоВАЗ» изготовил на базе «Калины» партию из 100 экспериментальных электрокаров и договорился с правительством Ставропольского края о продажи их для работы в такси. Почти половину стоимости электрокара региональные власти обещали компенсировать из государственного бюджета. Однако после поставки 4 машин начались административные трудности и проект затормозился. Выпущенная партия электрокаров разошлась по дилерам и работала в качестве тестовых образцов. Стоимость электрокара почти в три раза превышала базовую «Калину» и приближалась к 1 млн. рублей.
«Сейчас над производством электрокаров работает не большой завод, а молодые ребята из Нижегородского университета, — рассказывает автомобильный эксперт и спортивный инженер Вячеслав Субботин. — Они создали стартап и взялись за его продвижение. Конструктивно электромоторы в колесах используются уже давно. Ничего удивительного в них нет. Если прикрепить такие колеса к любому ящику, то он поедет. Но вот где взять энергию для них? Батарея тяжела, громоздка, долго заряжается. Кроме того, она стоит баснословных денег. Поэтому сделать электрокар дешевле бензинового аналога невозможно. Поэтому вряд ли Zetta удастся удержать заявленную цену, если только они не хотят торговать себе в убыток».
Продвижение электрокаров во всем мире связано с широкой государственной поддержкой. Для обеспечения конкурентоспособности электротранспорта требуются дотации. Иначе они будут проигрывать и по цене, и по потребительским качествам бензиновым машинам.
«Создать электромобиль с нуля может практически любой университет мира при соответствующей материальной поддержке, — продолжает Моржаретто. — А вот производить электромобиля десятками тысяч ежегодно — это вряд ли. Да и климат в России не позволяет людям отказываться от надежных двигателей внутреннего сгорания. Поэтому участь всех электрокаров в стране, где полгода лежит снег, незавидна. Пусть они даже и будут стоить 450 тысяч рублей».