Если анализировать количественные показатели, можно говорить о том, что в России к настоящему моменту преодолен дефицит легковых автомобилей, возникший в 2022 году. Однако рынок насыщается неравномерно — если в одном сегменте уже все в порядке, то в другом может сохраняться нехватка машин, отмечают представители дилерского сообщества.
С низкого старта
Недостаток новых легковых автомобилей на отечественном рынке стал ощущаться в 2022 году, после решения иностранных концернов — европейских, японских и корейских — остановить производство и поставки в РФ. Негативный эффект на рынок оказало и нарушение логистических цепочек поставки импортных комплектующих, из-за которых отечественные производители вынуждены были даже прибегать к остановке конвейера.
«Тогда было остановлено не только производство в нашей стране, но и прекращен ввоз сначала новых, а затем и подержанных автомобилей, — отмечает промышленный эксперт Леонид Хазанов. — Образовался дефицит, который поначалу исправлялся собственными силами: отечественные производители стали выпускать автомобили без каких-то дополнительных опций, поставка которых была нарушена или прекращена».
Государство в этой ситуации оказало поддержку отечественному автопрому. В частности, в связи с санкциями и недостатком комплектующих, правительство разрешило производителям выпускать автомобили упрощенной конструкции. Также были смягчены требования по испытаниям транспортных средств на пассивную безопасность и изменился порядок определения принадлежности модели к тому или иному экологическому классу.
«Были разрешены поставки по параллельному импорту, — продолжает Леонид Хазанов. — Выручил и Китай, который наладил массовые поставки продукции своего автопрома в Россию».
Где дефицит?
В принципе, как заявили в Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), сегодня можно сказать, что дефицит легковых автомобилей в РФ глобально преодолен и сейчас на рынке идет процесс здоровой конкуренции. Однако есть один нюанс.
«На самом деле, сегодня можно говорить о том, что преодолен дефицит автомобилей в сегменте от 2 миллионов рублей и выше, — уточняет президент РОАД Алексей Подщеколдин. — То есть спрос обеспечен предложением в ценовом сегменте по автомобилям “выше среднего” и “премиум” — это примерно 30% всего рынка автомобилей в стране».
Остальные потребности, по его словам, пока решаются за счет вторичного рынка, который в прошлом году побил рекорд по продажам — вместо привычных 5 миллионов автомобилей было продано свыше 7 миллионов. «Там еще можно купить пускай и не свежую, но вполне приличную корейскую KIA Rio лет 5 по цене в пределах миллиона — полутора миллионов рублей», — отмечает Подщеколдин.
В свою очередь партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто считает, что нехватка автомобилей в бюджетном сегменте — от одного до двух миллионов рублей — является на сегодняшний день большой проблемой, решения которой пока не видно. «Наши граждане могут пока выбрать что-то из отечественных машин — например Lada Granta или Niva, и этим рынок новых автомобилей практически ограничен, — продолжает он. — Других альтернативных вариантов пока нет, остается вторичный рынок».
Ранее сообщалось, что по данным Минпромторга РФ, продажи в нашей стране новых автомобилей, включая легковые, легкие коммерческие, грузовые и автобусы, в январе этого года выросли на 53% по сравнению с показателем за январь 2023 года, достигнув отметки в 95,6 тыс. машин.