Ничто красноречивее не свидетельствует о наступлении эпохи международной глобализации, как «бэйдж-инжиниринг» («авторебеджинг») — процесс унификации автомобилей различных брендов. Термин произошёл от понятия «эмблема» («бейдж»): то есть одну и ту же машину можно купить под разными торговыми марками. Как правило, «бэйдж-инжиниринг» подразумевает не только смену значка, но и некоторые косметические переделки: замену оптики, бамперов и других деталей кузова. Так на рынке возникают автомобильные «двойники», скажем Mitsubishi Outlander, Peugeot 4007 и Citroen C-Crosser являются одной и той же моделью. АиФ.ru собрал самые курьёзные случаи авторебеджинга.
Chrysler
Эта американский концерн наряду с General Motors является лидером по количеству «двойников» среди принадлежащих ему брендов. Тесное сотрудничество с Mitsubishi, начатое в 70-х годах прошлого века, привело к тому, что гордость американского автомобилестроения, маслкар Dodge Challenger в 80-х превратился в перелицованного «японца» Galant Lambda. Непонятно, как этот факт смогли пережить фанаты марки! Ещё один удар по репутации Dodge — спорткар Stealth, который являлся «замаскированной» Mitsubishi 3000GT. Не обошла глобализация стороной и культовый для Америки пикап Dodge Ram: под этим гордым названием одно время продавался Mitsubishi L200. Также под брендом Dodge в разные периоды выпускались Mitsubishi Galant (Dodge Colt), Talbot Horizon (DodgeOmni) и Mitsubishi Pajero (Dodge Raider). А сегодня под доджевским значком «прячется» корейский седан Hyundai Accent — в Мексике его продают как Dodge Attitude.
Aston Martin
Не чуждаются «восточной мудрости» и марки Старого света. Британская компания Aston Martin, знаменитая роскошными спортивными машинами, в 2010 году решила продавать под своим брендом Toyota IQ, дав автомобилю имя Aston Martin Cygnet. Крохотный городской автомобильчик с двигателем 1,3 литра и шестиступенчатой «механикой» выглядел чужеродным в линейке четырёх- и шестилитровых спорткаров; вообще идея «натянуть» на IQ надменную решётку радиатора от старших моделей Aston Martin и продавать эту кроху втридорога оказалась совершенно провальной. Компании удалось реализовать только 150 автомобилей, после чего выпуск Cygnet был свёрнут.
Honda
Впрочем, есть и примеры обратного «заимствования». Пожалуй, наиболее одиозный пример японского бэйдж-инжиниринга — Honda Crossroad. Под этим названием в стране восходящего солнца продавался Land Rover Discovery первого поколения. Чем японцам не угодил британский бренд Land Rover и почему европейскую премиальную марку потребовалось перелицовывать под «среднеценовую» японскую — остаётся только гадать. Honda также является участницей, наверное, самой запутанной схемы с «двойниками»: внедорожник Opel Monterey по какой-то причине поставлялся на рынок США под названием Acura SLX (Acura — суббренд Honda); но самое интересное в том, что Opel Monterey — это европейский «двойник» внедорожника Isuzu Trooper! Получается, что американцы покупали «японца», замаскированного... под другого «японца».
Cadillac
Самым неудачным опытом ребеджинга обладает, пожалуй, эта американская марка. «Кадиллак» долгое время был именем нарицательным для дорогих представительских машин (как «Ксерокс» — для копировальных устройств), однако спад продаж в конце 80-х заставил концерн General Motors пересмотреть концепцию развития марки. Стремясь конкурировать с «европейцами» (Audi, BMW, Mercedes-Benz, Jaguar), Cadillac решил сосредоточиться на выпуске небольших и не слишком дорогих автомобилей; для реализации этих планов компания начала сотрудничать с Opel. Канули в лету величественные американские дредноуты; на смену им пришла модель Cadillac Cimarron (перелицованный Opel Ascona), а затем Cadillac Catera (Opel Omega). Вот только продажи это не подстегнуло, скорее наоборот: обе эти машины, внешне очень скучные и лишённые фирменного кадиллаковского шика, были встречены публикой, мягко говоря, прохладно. Имиджу марки был нанесён серьёзный ущерб, так что Cadillac пришлось какое-то время очухиваться от маркетинговой ошибки, прежде чем вновь вернуть коммерческий успех, выпустив новые модели — по-американски роскошные и большие.
General Motors
Если же говорить про концерн GM в общем, нельзя не отметить, что он в большей степени специализируется на создании «двойников» и даже «тройников» моделей собственной разработки, чем на переклеивании шильдиков чужим машинам. Так происходит из-за большого количества брендов, находящихся под крылом GM, на данный момент их восемь: GMC, Cadillac, Buick, Chevrolet, Pontiac, Daewoo, Wuling и Holden. В самом деле, не может же каждая из восьми марок выпускать собственные уникальные автомобили! Поэтому, скажем, Pontiac GTO 2005 года одновременно является ещё и Chevrolet Lumina SS, а также Holden Monaro (в Австралии), а в Великобританию машина экспортируется как Vauxhall. Модель Chevrolet Caprice можно встретить под обозначением Buick Park Avenue (в Китае), Daewoo Veritas (в Южной Корее) и Holden Caprice (в Австралии). Причины такого клонирования понятны, но интересно — как руководители концерна сами не путаются в таком обилии имён?