На проходящей в американском городе Лас-Вегасе международной выставке Consumer Electronics Show, помимо компаний, производящих электронику, свои презентации провели автопроизводители. Конечно, их новшества не касаются улучшения работы двигателя или настроек подвески. Представленные технологии направлены на повышение безопасности на дорогах.
Голосовое управление мультимедиасистемой не является новшеством, но Ford включил в общение телефоны, планшеты и цифровые медиа-плееры, представив новую технологию SYNC на примере гибридной модели Fusion Energi. Теперь во время движения водитель может отдавать голосовые команды, управляя гаджетом, соединённым с автомобилем посредством канала Bluetooth или USB, на который было установлено приложение MyFord Mobile, при этом не отрывая взгляда от дороги, а рук от руля. Помимо этого, на автомобиле присутствует весь комплекс радаров и датчиков, которые обеспечивают работу системы оповещения для сохранения полосы движения, системы мониторинга слепых зон, активной помощи при парковке и других помощников водителя. Во время презентации главный инженер Ford Fusion Джон Джорэйш (John Jraiche) подчеркнул, что новые технологии от Ford, расширяющие способности водителя, стали доступны большому количеству людей, хотя раньше подобные системы устанавливались только на автомобили дороже $100 000.
Ещё одна презентация от Ford была посвящена концепции MyEnergi Lifestyle, которая объединила лидеров производства бытовой техники, возобновляемых источников энергии и управления электропотреблением. Использование энергосберегающих технологий, солнечных батарей, включение автомобиля в пользование электричеством и другие приёмы позволяют выдать 60-процентное сокращение расходов на энергию и уменьшение выбросов на более чем 9000 кг СО2 (55-процентное сокращение) в течение года для типичного дома на одну семью. Если бы каждая семья в США использовала эти энергосберегающие технологии, это было бы равносильно отказу от всех домов в Калифорнии, Нью-Йорке и Техасе от электросети (32 миллионов домов). Создание такой компьютерной модели, рассчитывающей потребление электроэнергии, разработали учёные из Технологического института Джорджии при поддержке Ford и его деловых партнёров.
Toyota Motor Corporation в рамках концепции интегрированного управления безопасностью, представила экспериментальное интеллектуальное транспортное средство, созданное на базе Lexus LS. Конечно, ключевые компоненты научно-исследовательской работы, лежащие в основе этого проекта, со временем могут привести к появлению полностью автономного самоуправляемого автомобиля, но в данный момент крупнейшая в мире автокорпорация идёт, скорее, по пути всестороннего «сотрудничества» водителя и управляющей электроники, а не пытается создать полностью заменяющий человека автопилот.
Вот что говорит по этому поводу вице-президент компании Toyota и генеральный менеджер отдела Lexus Марк Темплин: «В нашем стремлении к разработке более современных автоматизированных технологий мы считаем, что полностью отказываться от участия водителя в управлении автомобилем неправильно».
Так что же умеет экспериментальный Lexus?.. В ходе поездки автомобиль «осматривает» окружающее пространство с фиксацией движущихся объектов, сигналов светофора, дорожных знаков и, в зависимости от полученных результатов, вносит корректировки в движение и его траекторию.
В качестве «органов зрения» автомобиль использует установленный на крыше 360-градусный лазер LIDAR (сканирует прилегающую 70-метровую зону), три камеры, способные «видеть» на расстояние до 150 метров, и специальные радары, смонтированные на переднем бампере и бортах Lexus. К этому списку можно добавить отдельный индикатор измерения расстояний и скорости (расположен на заднем колесе), блок замера ускорений и GPS-система ориентации в пространстве, установленные на крыше.
Основываясь на полученных данных, представленный Lexus LS оказывает водителю серьёзную помощь в управлении автомобилем на дороге. В большинстве ситуаций система позволяет полностью избежать столкновений и наездов на пешеходов, а в самых безнадёжных случаях существенно смягчает последствия ДТП. Также он помогает удерживать автомобиль в пределах полосы движения, предупреждает столкновение с автомобилем, находящимся в слепой зоне, при скорости больше 15 км/ч, предлагает адаптивный круиз-контроль, постоянно отслеживающий расстояние до идущего впереди транспортного средства на любой скорости вплоть до остановки, и многое, многое другое.
А теперь самое главное. Сегодня уже очевидно, что эффективность работ в этом направлении зависит не только от роста интеллектуальных способностей транспортных средств, участвующих в дорожном движении. Дело в том, что полноценная работа систем такого рода невозможна без соответствующего изменения дорожной инфраструктуры и совершенствования телекоммуникационных технологий, используемых всеми участниками движения.
В этой связи нельзя не вспомнить и о том, что в рамках четырёхлетней исследовательской программы немецкого правительства под названием «Safe Intelligent Mobility Testfield Germany» (simTD) компания Ford уже начала испытывать на дорогах общего пользования системы безопасности, позволяющие автомобилям «общаться» не только с соседями по потоку, но и с объектами инфраструктуры. Задача – испытание интеллектуальных автомобильных систем, позволяющих повысить безопасность дорожного движения, и выработка единого стандарта «автомобильного общения» (в настоящее время в программе участвуют 120 автомобилей).
Также в программе simTD (на сегодняшний день в неё инвестировано 65 миллионов долларов) участвуют компании Audi, BMW, General Motors, Mercedes-Benz и Volkswagen. И в её рамках специалисты GM, например, работают над созданием системы, способной определять местоположение пешеходов при помощи сигнала Wi-Fi от смартфонов (если существует опасность наезда, соответствующий автомобиль будет автоматически снижать скорость). И в этом смысле немецкая программа не уникальна.
Например, та же General Motors на своём родном континенте начала испытания систем коммуникации между автомобилями. Корпорация приняла участие в соответствующей программе Научно-исследовательского института мичиганского университета транспорта – в сентябре прошлого года Министерство транспорта США выделило 14,9 миллиона долларов на испытания систем «общения» в городских условиях. Более того, на втором этапе исследований начнутся тесты систем «общения» автомобилей с объектами инфраструктуры. Что в свою очередь позволит умным автомобилям будущего получать информацию о работе светофоров, включая время переключения сигналов, и дорожных условиях. В общем, судя по всему, нас ждут большие перемены. И поверьте, произойдёт это гораздо быстрее, чем кажется…