Путаница с названием этого автомобиля получилась ещё на стадии его создания.
Представители ВАЗа при каждом удобном случае напоминали о том, что это та же самая Granta, но только с новым типом кузова. А потом начинали перечислять отличия между седаном и хетчбэком, и у них заканчивались пальцы на руках. Самое понятное — это внешность.Вместо снятой с производства Lada Samara вазовцы планировали вывести на рынок новую модель, основанную на платформе Kalina. Машина должна относиться к большим хетчбэкам, но в линейке уже есть представитель этого класса — компактная Kalina. Задний свес у неё короткий, а линия пятой двери достаточно крутая. Ещё круче она у универсала Kalina, а вот у седана Granta, более соответствующего понятию «большой», её, естественно, и вовсе нет. И уже в процессе разработки дизайна стало понятно, что будет именно лифтбэк, то есть автомобиль, у которого есть пятая дверь, поднимающаяся вместе со стеклом, и очень маленький рудимент седана (в виде плоскости багажника шириной в несколько сантиметров). Большинство журналистов узнало об этом уже на премьере Lada Granta лифтбек, 14 мая сошедшей с конвейера Ижевского автозавода. На следующий день начался большой тест-драйв новой машины. И опять проблемы с терминологией!
Разница по времени между тем, когда начали рисовать эскизы для седана и лифтбэка Granta, составила около полугода. А было это ещё под руководством англичанина Энтони Грейда, пришедшего с должности вице-президента дизайн-центра Renault на «АвтоВАЗ» весной 2009-го. Седан он успел закончить, а вот лифтбэк дорабатывали уже другие люди, среди которых были и представители бывшего работодателя Грейда, призванные им в помощь вазовцам. Проект признали успешным, но заморозили до 2012 года, отдав приоритет разработке второго поколения Lada Kalina.
Понятно, что основные отличия внешности между членами семейства Granta находятся в задней части автомобиля. Чтобы пятая дверь смотрелась органично, пришлось изменить подоконную линию вторых дверей (в максимальном значении она поднялась на 15 мм) и сделать более покатой крышу (она опустилась на 8 мм). Технически задний свес остался тем же, но за счёт нового бампера общая длина автомобиля стала меньше на 14 мм. Само собой, для лифтбэка были сделаны новые задние фонари. Они получились без изысков, но интересной формы. Изменения коснулись и «лица» Granta, которая в кузове лифтбэк получила новый передний бампер (решётка радиатора и молдинги унифицированы с седаном). Появились новые зеркала с встроенными повторителями сигнала поворота. А в итоге получился один из самых привлекательных автомобилей Lada, со стремительным силуэтом и мужским характером.
Внешними деталями обновления не закончились. Из-за изменения конструкции кузова (отсутствие поперечины в районе задних стоек) была проведена серьёзная работа по улучшению его жёсткости. Введены дополнительные усиливающие элементы в виде раскосов и кронштейнов, которые можно увидеть в багажнике. Увеличена толщина средних лонжеронов, которая вместо 1,5 мм составляет 1,8 мм, и вместо листа толщиной в 0,95 мм для среднего пола (площадь под вторым рядом сидений) используется 1,2 мм. В итоге автомобиль стал жёстче по сравнению с хетчбэком, хотя и не дотягивает до показателей седана. Но такие изменения на испытаниях дали лучший результат при движении по булыжнику, который вполне подтвердился во время тест-драйва на дорогах Удмуртии, если это покрытие можно назвать дорогами.
Вышеупомянутые усилители в багажном отделении несколько сократили его объём. Тем не менее полезного пространства в лифтбэке достаточно: 470 «геометрических» литров или 440 л при измерениях по стандарту VDA (у седана 480 л). При сложенных креслах второго ряда получается все 760 л. В зависимости от версий, складывается или весь диван, или по отдельности в пропорции 70:30. Если при сложении спинок откинуть подушки сидений, то получается ровная грузовая площадка или «спальное место» длиной 190 см. Но при этом всё также нужно либо демонтировать подголовники, либо сдвигать передние кресла. Ещё одно новшество в багажнике — возможность использования сетки, которая крепится по углам специальными крючками. Для меня одним из тестов качества автомобилей является крышка фальшпола. Чем хуже она сделана (например, просто картонка с приклеенной тканью у некоторых «китайцев»), тем больше производитель экономит и меньше заботиться о владельцах. У Lada Granta лифтбек над фальшполом была проведена отдельная работа. Для облегчения массы и экономии твёрдый материал прикрывает только нишу для запаски, полноценной, кстати, но снизу он отделан мягким шумоизоляционным слоем. Жалко только, нет никакой петельки, чтобы удобно было закреплять панель, когда достаёшь запаску. Но это уже требование из другой ценовой категории.
В салоне Lada Granta лифтбек отличий от седана практически нет. Стал легче сам способ попадания в него из-за использования чешских ограничителей для дверей, которые не требуют хлопка, а доводят дверь до закрывания при небольшом угле. Внутри те же кресла, вполне удобные, панель приборов, центральная консоль. Нюансы есть лишь в небольших деталях. Теперь пластик, резинки и прочие элементы отделки крепятся чёрными винтами, которые обладают более стойкими антикоррозийными свойствами (в соляном тумане они держатся не 95 часов, а 400), да и выглядят приличнее. Улучшены уплотнители стёкол в дверях — стало тише. А вот про дальнейшие изменения, которых набирается немало, нужно уже говорить с учётом комплектаций. По просьбам владельцев Granta, у бортового компьютера (во всех версиях, кроме самой доступной «Нормы») появился режим замера рабочей температуры двигателя. В «Люксе» расширенный пакет шумоизоляции, который по этой позиции выводит лифтбэк на уровень иномарок, обивка боковин и задней части кресел сделана из кожзаменителя, а прострочка имеет контрастный белый цвет.
Lada Granta лифтбек Фото: АиФ / Ирина Зверкова
Ну и теперь впечатления от самого тест-драйва. Он занял два дня, проходил по дорогам между Ижевском и Сарапулом, общий пробег составил порядка 600 км. В тесте принимали участие люксовые комплектации 21912-42-710 с АКПП и 21917-42-710 с «механикой». На первом варианте установлен 1,6-литровый 16-клапанный 98-сильный мотор, сагрегатированный с японским 4-ступенчатым «автоматом» Jatco. Пятиступенчатая МКП работает вместе со 106-сильным двигателем. В базе же устанавливается 8-клапанный мотор мощностью 87 л. с. с «механикой», причём уже с тросовым приводом, но такой версии на тесте не было.
Сиденья выставлены, рулевая колонка отрегулирована по высоте, зеркала настроены. Кстати, за счёт изменения конфигурации через стекло пятой двери разглядеть можно не очень много, но хороший обзор обеспечивают внешние зеркала. И с этого момента начались самые главные и неожиданные впечатления. Lada Granta лифтбек не просто едет, а едет очень хорошо. И это по таким дорогам, которые нового асфальта не видели десятилетиями. Машина собрана, послушна, стабильна. Разгон хоть и не умопомрачительный, но напористый. Правда, на «механике» пару раз не удалось сразу включить третью передачу, а при разгоне «педаль в пол» зависание между первой и второй чуть больше, чем хотелось бы. «Автомат» несколько плавнее и спокойнее, но зато у него есть режим OverDrive, и третья передача настроена так, что обгонять на ней одно удовольствие: коробка сама понижает ряд при небольшом сбросе оборотов и позволяет чуть дольше не повышать их, пока не будет набрана необходимая скорость.
На тестовых автомобилях подвеска стояла новая, как на Lada Kalina. В ней применяются пружины и рычаги с увеличенной жёсткостью, газонаполненные амортизаторы с изменёнными характеристиками, спереди стабилизатор с диаметром 24 мм вместо 22 мм. В настройках её работы принимали участие эксперты Renault и Nissan, и в итоге был достигнут баланс между комфортом и управляемостью. Для кого-то подвеска покажется жестковатой, зато ушли большие крены, улучшились устойчивость и управляемость. На ухабах автомобиль на скорости около 120 км/ч кидало нещадно, но ни разу не возникло момента потери контроля, пробоев и других неприятных ситуаций.
Ещё одно достоинство Lada Granta лифтбек — большой клиренс и ход подвески. Дорожный просвет в обычном состоянии составляет 180 мм, а при полной нагрузке — 160. Такими показателями не каждый кроссовер может похвастать. В поисках красивых пейзажей наш экипаж несколько раз съезжал с асфальта, и каждый раз мы становились всё смелее, а горки всё круче. Не всегда хватало сцепных свойств китайских шин, которые срывались в пробуксовку на траве или песке, но откат назад, чуть больший разгон — и высота взята! Площадка на берегу Камы спровоцировала нарушить закон и выехать за пределы огороженной территории ради эффектного кадра. Тут пригодился лёгкий руль и манёвренность автомобиля (количество оборотов руля от упора до упора всего 3,1). Правда, во время специальных упражнений на «змейке» руль у меня пару раз «закусило», а при движении по трассе от него хотелось бы получать больше информации.
Конечно, у Granta лифтбек много таких вещей, которые нужно дорабатывать. Например, для того чтобы закрыть багажник, дверь которого поднимается очень высоко, предусмотрены два углубления-ручки. Но закрыть с их помощью багажник оказалось трудно — ниши мелкие, пальцы соскальзывают. Очень удобная функция открывания багажника кнопкой из салона — но если закрыть водительскую дверь чуть сильнее, то кузов сотрясается и замок в багажнике замыкается. Процедуру приходится повторять сначала, или открыть по старинке — тем же ключом, что и в замке зажигания. Несмотря на заложенную возможность подключения телефона по Bluetooth, я не смогла этого сделать в трёх машинах. Причём телефон их «видел», а они его — нет. При этом флэшки мультимедиа читает прекрасно, и музыку, и фото, и видео. Ну и всё в таком духе. Критичного ничего нет, но раздражает. Представители завода сказали, что собрали 49 замечаний от пользователей и дилеров, которые должны учесть. 23 из них находятся на личном контроле президента «АвтоВАЗа» Андерссона Бу, и часть проблем будет решена уже к июлю.
Комплектаций у Lada Granta лифтбек всего пять. Пока. Самая доступная — «стандарт» — практически пустая, но, в отличие от седана, уже в базе имеет окрашенные в цвет кузова бамперы. За 314 000 рублей в неё входят: 87-сильный двигатель + 5МКПП, подушка безопасности водителя, трёхточечные ремни для всех пассажиров с индикацией для водителя, система креплений ISOFIX, иммобилайзер, детская блокировка замков, центральный замок, плафон освещения в багажнике, аудиоподготовка, 14-дюймовые диски. «Норма» может быть в двух вариантах с двигателем 87 л. с. за 346 100 рублей и со 106-сильным мотором за 367 600 рублей. В ней уже появляются ABS с усилителем экстренного торможения (BAS), электроусилитель руля, бортовой компьютер, электростеклоподъёмники передних дверей, подголовники на втором ряду сидений и молдинги на дверях, стеклоочиститель на пятую дверь, а на мощной версии и мультимедийная система. Вариант с «автоматом» пока может быть только в комплектации «Люкс» за 477 500 рублей. В ней уже есть модернизированная подвеска, система курсовой устойчивости (ESC), подушка безопасности для пассажира, противотуманные фары, противоугонная сигнализация, расширенная шумоизоляция, центральный замок с дистанционным управлением, обогрев передних сидений, электропакет, климатическая система, задние датчики парковки, 15-е диски и другие опции. Промежуточный вариант «Люкс» с «механикой» стоит 419 500 и оборудован чуть скромнее.
Говорить о конкурентах Lada Granta лифтбек достаточно сложно. Понятно, что есть целый ряд популярных иномарок, базовые версии которых по цене могут приближаться к топу Lada, но среди них нет лифтбэков, седаны и хетчбэки: новый Renault Logan (от 355 000 руб.) и его предыдущий вариант (от 361 000 руб.), который будет ещё выпускаться какое-то время, Hyundai Solaris (от 467 900 руб.), Nissan Almera (от 459 000 руб.), Chevrolet Cobalt (от 483 000 руб), Kia Rio (от 484 900 руб.) и другие представители автомобилей «для России». Есть целый ряд «китайцев», которые в чём-то превосходят Granta, например в уровне отделки и насыщенности оборудованием, а в чём-то проигрывают (настройки подвески, силовые агрегаты), но среди них опять же нет лифтбэков. Единственный конкурент по типу кузова — это Skoda Rapid, но её ценник начинается с 479 000 руб. с менее мощным мотором и минимальным набором оборудования. Более-менее подходящий по оснащению к люксовой версии Granta лифтбек «чех» стоит уже 549 000 руб.
И что в итоге? А в итоге у меня появилась надежда. Надежда на то, что ВАЗ учится делать автомобили, за которые не стыдно. Да, в них всё больше используется западных технологий. Но что плохого в том, что Renault-Nissan вкладывают деньги и технологии в российский завод? Синергия в автопроизводстве пронизывает насквозь всех, от премиальных брендов, до самых народных. В итоге получаются интересные и достойные автомобили по приемлемой цене. Lada Granta лифтбек — один из них.
Плюсы
- низкая цена;
- оптимальная работа силовых агрегатов;
- сбалансированная подвеска.
Минусы
- недоработки по мелочам;
- очень дешёвые материалы интерьера;
- недостаточное количество опций.
Первый раз в новый класс. Тест-драйв Lada Granta лифтбек | Фотогалерея
Технические характеристики Lada Granta лифтбек (данные производителя)
Габариты (длина / ширина / высота), мм: |
4246 / 1700 / 1500 |
|
Колёсная база, мм |
2476 |
|
Снаряжённая масса, кг |
1160 |
|
Объём багажника, л |
440 / 760 |
|
Тип кузова |
лифтбэк |
|
Количество дверей / посадочных мест |
5 / 5 |
|
Двигатель, тип: |
4-цилиндровый, с распределенным впрыском топлива,с электронным управлением |
|
Рабочий объём, л |
1596 |
|
Максимальная мощность, л. с.@об./мин. |
106 @ 4000 |
98 @ 5600 |
Макс. крутящий момент, Нм@об./мин. |
нет данных |
145 @ 4000 |
Трансмиссия |
5МКПП |
4АКПП |
Тип привода |
передний |
|
Передняя подвеска |
Независимая, пружинная со стабилизатором поперечной устойчивости |
|
Задняя подвеска |
Полунезависимая, пружинная со стабилизатором поперечной устойчивости |
|
Разгон до 100 км/ч, с |
11,0 |
13,7 |
Макс. скорость, км/ч |
177 |
167 |
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км |
6,7 |
7,6 |