Однако это далеко не конец: как выяснил «АиФ», всё, что связано с автомобилями, продолжит дорожать.
Мечты о новом авто
Для тех, кто хочет приобрести сейчас нового «железного коня», настали сложные времена. Цены в салонах Москвы за минувшие полгода выросли в среднем на 20%. Особенным ростом отличились «японцы» и «корейцы», чуть меньше «накрутили» «немцы» и «французы». Но больше всего «пострадали» бюджетные авто всех национальностей в самых дешёвых комплектациях - их стоимость в некоторых салонах увеличилась в половину (см. таблицу)! «Дорого теперь и пригнать автомобиль из-за рубежа, - сетует Николай ЗВЕРЕВ, перегонщик машин из Германии. - Из-за резкого скачка евро и изменения таможенной политики, заказывая автомобиль на сумму до 40 тыс. евро, вы не сэкономите ни копейки. Но и для машин дороже этой новой категории экономия выйдет смешной. Все осознают это - с января мы не получили ни одного заказа на перегон автомобилей из-за границы».
Один из бюджетных вариантов - купить подержанный автомобиль, эксплуатировавшийся внутри страны. Однако и продавцы б/у техники «проиндексировали» ценники. «Выезжая из салона, автомобиль сразу же теряет 10-15% своей стоимости. Ещё 20% «уходят» в течение первого года эксплуатации, - объясняет Алексей КРАВЦОВ, руководитель службы trade-in одного из столичных автосалонов. - За каждый последующий год пробега из цены вычитается ещё в среднем по 10%. С помощью такой формулы несложно подсчитать, за сколько вы можете продать свой автомобиль сегодня». Получается, вроде бы, заметная экономия. Однако смышлёные автолюбители берут за исходную цену ту стоимость, которая значится на данную модель в салонах сейчас, и пытаются продать двух- и трёхлетние машины по той же цене, по которой покупали их сами несколько лет назад.
Авторыночная экономика
ОДНАКО купить автомобиль - это лишь часть проблемы. Ведь его придётся ещё и обслуживать. На сегодняшний день на официальных сервисах большинства иномарок нормочас вырос по сравнению с декабрём 2008 г. в среднем на 10-15%: как правило, стоимость часа всех работ с авто «привязана» к доллару. Она рассчитывается по курсу ЦБ на день оплаты, т.е. растёт вслед за валютой. «Зато цены на автозапчасти с декабря 2008 г. мы не трогали, и стоимость планового ТО осталась прежней», - сообщили нам в большинстве столичных автосервисов (как официальных, так и нет).
На автомобильных рынках, где многие владельцы машин, привыкшие к экономии, закупают необходимое, цены на «серьёзные» запчасти (стартер, тормозные колодки и т. д.) поднялись на 5-15%. Продавцы объясняют это ростом издержек на аренду торгового пространства и доставку. На 10-20 руб. выросли в цене и всевозможные автомелочи (см. диаграмму). Аналогичным образом (возросшие платежи за аренду, а также воду и электроэнергию) оправдывают изменение ценников на мойках, в химчистках, шиномонтажах и пунктах хранения покрышек: если зимнюю резину в ноябре вы ставили за 1000 руб., то весной, перекидывая «зиму» на «лето», выложите за аналогичную операцию уже 1500 руб.
Предъявите права
Если у вас ещё нет прав, научиться водить автомобиль лучше как можно скорее. «На данный момент полный курс обучения в автошколе (теория + 50 часов практики за рулём машины с механической коробкой передач отечественного производства, а также все экзамены) стоит от 27 до 40 тыс. руб., - говорит Василий АНИКЕЕВ, коммерческий директор московской автошколы. - С ноября 2008-го эта цифра не менялась. Но общая тенденция в Москве - повышение цен. Дорожает амортизация автопарка, его ремонт, поэтому уже летом этот же курс обойдётся в среднем в 50 тыс. руб.». Более долгосрочные прогнозы выглядят ещё менее оптимистичными: как только порядок обучения в автошколе изменится (точные сроки неизвестны, но, по данным ГИБДД г. Москвы, произойдёт это до 2010 г.), его стоимость резко возрастёт.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ «АиФ»
Дени Ле Вот, коммерческий директор Renault в России:
- Экономический кризис значительно снизил покупательную способность. На фоне общего снижения продаж на автомобильном рынке сократились и продажи нашей марки. Поэтому в настоящее время особенно важной является коммерческая политика.
Сегодня у Renault есть целый ряд интересных для клиента предложений. К примеру, при покупке полноприводного кроссовера Renault Koleos выгода клиента составляет до 90 000 руб. К тому же в такие непростые времена мы продолжаем предоставлять кредиты в рублях.
Денис Петрунин, управляющий директор «Хёндэ Мотор СНГ»:
- 2009 г. обещает быть трудным, но интересным. В январе Ассоциация европейского бизнеса прогнозировала в 2009 г. спад сбыта автомобилей около 19%. Однако фактический спад рынка уже составил около 36%. Говоря о спаде продаж марки Hyundai в начале 2009 г., следует учитывать, что доля новых импортных автомобилей нашей марки увеличилась, в то время как наблюдается существенный спад продаж Hyundai российской сборки. Повышение цен у нас произошло, но пока символическое. Во втором квартале 2009 г. мы планируем поднять цены на наши модели ещё на 5-10% - это связано с новым ввозом автомобилей по текущему курсу рубля.
Какие марки сильнее всего «задрали» цены*?
Lexus до 52%
Toyota до 48%
Mitsubushi до 43,8%
Mercedes до 32%
Honda до 28,5%
Suzuki до 26,3%
Subaru до 25,9%
Mazda до 25,3%
Fiat до 25%
Opel до 25%
Kia до 23,6%
Ford до 19,7%
BMW до 19,5%
Nissan до 17%
Chevrolet до 12,4%
Audi до 11,2%
Škoda до 10,5%
Porsche до 10%
Chery до 9,4%
Peugeot до 9%
Citroёn до 8,3%
* Рост цен в рублях с июня 2008 г. по февраль 2009 г. по данным аналитического агентства «Автостат»