Изменение политики ЦБ по поддержанию курса рубля и его последующее обесценивание пока остаётся на уровне высших экономических материй. Но через какое-то время высокий курс доллара и евро будет сказываться и на обычных товарах, в том числе автомобилях. Машина — это серьёзная покупка, цена которой сильно зависит от валютной составляющей. Разница курса в итоге может поднять стоимость новой машины на несколько десятков тысяч рублей. На вопросы, так ли это и когда подобное может случиться, отвечали эксперты автомобильной отрасли.
Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что рублёвые цены повышаться будут, но не резко, а постепенно. «Производство автомобилей — процесс инерционный. Сейчас на рынке много запасов в наличии, пришедших по ценам 2013 года. Они, скорее всего, будут по ним же и распродаваться. По мере комплектования заказов в 2014 году будут учитываться уже текущие курсы валют, а может, и «с запасом на вырост» курсов. Однозначно, сейчас очень выгодные предложения, и если пересчитывать стоимости авто в доллар или евро, то выгода с учётом скидок может достигать 10–20 %. Иномарки российской сборки тоже будут дорожать, но чуть меньшими темпами, нежели прямой импорт. Валютная составляющая у них находится на уровне примерно 60–70 %, так что рост цен на них тоже неизбежен. Продукция «АвтоВАЗа» будет дорожать из-за инфляционных процессов, но меньшими темпами, нежели иномарки».
Но в то же время крупнейшие игроки на рынке повышать цены не торопятся. Так, крупнейший иностранный производитель автомобилей по итогам 2013 года Renault уверяет, что решения повысить цены у компании сейчас нет. Более подробные комментарии и прогнозы французский производитель давать отказался. Но можно предположить, что повышение цен затронет их продукцию в последнюю очередь, поскольку большая часть машин собирается на территории России, а уровень локализации самых популярных Logan и Sandero составляет более 76 %.
Какой цвет автомобиля оказался самым популярным в 2014 году →
В меньшей степени падение курса рубля отразится на компаниях, связанных с другой валютой, например на производителях японских автомобилей. Представители «Тойота Мотор» сообщили, что компания учитывает изменения курсов валют и другие экономические риски в процессе ценообразования, планирования поставок, контроля складов. «Тем не менее девальвация рубля, которая наблюдается сейчас, не окажет влияния на рекомендованные розничные цены продукции Toyota и Lexus для конечного потребителя. Речь идёт как об экспортируемых, так и о локально произведённых моделях».
Дилеры могут дать более точные прогнозы по развитию ситуации. Алексей Тузов, первый вице-президент группы компаний «АвтоСпецЦентр», рекомендует покупать автомобиль в первой четверти этого года, чтобы не проиграть на резком падении курса рубля. «Это оптимальное время, поскольку разница валют ещё не успела существенно сказаться на стоимости авто, а модели прошлого календарного года значительно опустились в цене. Дело в том, что иностранные производители, чтобы защитить себя от девальвации, закладывают в стоимость автомобиля повышенный курс, а именно — к курсу доллара или евро прибавляют примерно 5 рублей.
Несмотря на это, рост цен на новые автомобили неизбежен. Не стоит забывать о том, что цены на новые автомобили стабильно повышаются два раза в год. С учётом того, что в 2014 году был введён утилизационный сбор, стоимость автомобилей изменится уже ко второй четверти года.
Иностранные производители, чтобы защитить себя от девальвации, закладывают в стоимость автомобиля повышенный курс, а именно к курсу доллара или евро прибавляют примерно 5 рублей.
Воздействие на предстоящее повышение цен на новые автомобили окажет и тот факт, что только в прошлом году объём автомобильного рынка сократился на 5,5 %, также надо учесть тот факт, что с 2014 года утилизационный сбор касается и автомобилей российской сборки. Напомним, что размер утилизационного сбора будет рассчитываться из базовой ставки в 20 тыс. руб. и повышающего коэффициента. Наименьший коэффициент (1,34) будет распространяться на новые и подержанные электромобили, а также новые автомобили с объёмом двигателя меньше двух литров. Соответственно, эта сумма будет включена в стоимость авто. Наиболее выгодно в данной ситуации ощущать себя будут отечественные производители, которые за счёт слабого рубля и повышения цен на новые иномарки сумеют обеспечить себе потребительский интерес».
Что же касается вторичного рынка, то тут на формирование цен влияет повышение стоимости на новые автомобили, а также спрос на рынке. Нужно ещё учитывать, что рост цен на вторичном рынке случается не одновременно с новым, а через какое-то время. Руководитель отдела продаж Суперавтомаркета «Формула 91» Андрей Медведев приводит такую статистику: «Например, в 2013 году мы зафиксировали снижение средней стоимости автомобиля на нашей площадке. Это связано с низким спросом. Поэтому курсовая разница будет уравновешиваться спросом. Рост цен, если он и случится, скорее всего, не превысит 3–4 %». По ожиданиям эксперта, резкого скачка не будет, но он даёт следующий совет: «Автомобиль нельзя рассматривать как средство вложения денег, делайте покупку тогда, когда будете испытывать в этом потребность. Что касается выгоды, то это, как правило, «не сезон»: предновогодние месяцы, когда автомобиль близок к тому, что постареет на год, и пара месяцев после нового года, когда из-за низкого спроса люди подолгу продают автомобиль и делают скидки в надежде поскорее с ним расстаться».